1.1
ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО И ВЗАИМОПОМОЩЬ КАК БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
ОТВЕТОМ НА ГЛОБАЛЬНЫЙ ВЫЗОВ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ СТАЛ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ РОСТ АКТИВНОСТИ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ. ПО ДАННЫМ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ, НА СЕРЕДИНУ 2021 ГОДА БОЛЕЕ 7,5 МЛН РОССИЯН БЫЛО ВОВЛЕЧЕНО ЦЕНТРАМИ ПОДДЕРЖКИ ВОЛОНТЕРСТВА НА БАЗЕ НКО, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ДОБРОВОЛЬЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Период пандемии стал своего рода испытанием для российских волонтеров. И они не подвели. За это время волонтерскую поддержку ощутили тысячи медиков и простых граждан, именно благодаря волонтерам человечность и взаимопомощь стали настоящими ценностями нашей жизни.
Благодаря вниманию руководства страны к вопросам развития и поддержки волонтерской деятельности и усилиям федеральных органов власти по правовому регулированию отношений в сфере добровольчества в последние годы удалось достичь значительных положительных результатов в вопросах организации взаимодействия добровольцев, выработке единых стандартов деятельности, ее популяризации и расширения.
Сегодня в России работают сотни волонтерских центров и организаций, они осуществляют свою деятельность практически во всех сферах общественной жизни, являясь важнейшей частью гражданского общества.
В обществе наблюдается беспрецедентный рост доверия к волонтерам: по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, большинство россиян (85%) считают, что государству следует помогать волонтерам, активистам общественных движений и некоммерческих организаций3. Кроме того, фиксируются высокие показатели доверия волонтерам со стороны граждан нашей страны — 90−92%4.
ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ*
*Данные представлены по состоянию на декабрь 2021 (www.dobro.ru)
РАЗВИТИЕ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ В 2021 ГОДУ
ВОЛОНТЕРА
ТОП-10 НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПО КОЛИЧЕСТВУ ДОБРОВОЛЬЦЕВ В 2021 ГОДУ*
*Данные представлены по состоянию на декабрь 2021 года
1 ДЕТИ И МОЛОДЕЖЬ
2 ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ЗОЖ
3 КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
4 ОБРАЗОВАНИЕ
5 ВЕТЕРАНЫ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ
6 ПРИРОДА
7 СПОРТ И СОБЫТИЯ
8 ЖИВОТНЫЕ
9 СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ
10 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ
Отмечая безусловную значимость сохранения и развития наработанного опыта эффективного взаимодействия органов государственной власти, организованных институтов гражданского общества, НКО и волонтеров в период пандемии, в 2021 году Общественная палата выступила платформой консолидации и выработки единой позиции по решению наиболее значимых для страны проблем.
Примером указанного взаимодействия может выступать отдельная работа, проводимая Общественной палатой с такими социально значимыми волонтерскими организациями России, как Всероссийское общественное движение «Волонтеры-медики», Всероссийский студенческий корпус спасателей и Добровольческий поисково-спасательный отряд «ЛизаАлерт».
Движение «Волонтеры-медики» основано в 2013 году активистами гражданского проекта «Волонтеры Склифа», в 2016 году получило официальный статус всероссийской общественной организации. Сегодня ВОД «Волонтеры-медики» является одной из крупнейших добровольческих организаций в сфере здравоохранения в Европе5.
Общественная палата неоднократно отмечала важность и востребованность деятельности волонтеров в период пандемии. В 2021 году в связи с участившимися случаями отказа социальных и медицинских учреждений от помощи добровольцев из-за коронавирусных ограничений Общественная палата с широким участием представителей органов государственной власти, общественных организаций и объединений, научного и экспертного сообщества рассмотрела основные проблемные вопросы по организации работы добровольцев в сфере охраны здоровья. Рекомендации по дальнейшему согласованию интересов и устранению барьеров в работе волонтеров в учреждениях здравоохранения были направлены в профильные министерства и ведомства Российской Федерации.
Всероссийскому студенческому корпусу спасателей в этом году исполнилось 20 лет. Сегодня это крупнейшая добровольческая организация, насчитывающая более восьми тысяч добровольцев, которые ведут просветительские проекты по безопасности, занимаются патриотическим воспитанием молодежи, участвуют в спасательных работах и мероприятиях по ликвидации чрезвычайных ситуаций6.
В августе 2021 года на площадке Общественной палаты прошла XI Отчетно-выборная конференция Всероссийского студенческого корпуса спасателей (ВСКС), где собрались 56 делегатов из 72 региональных отделений. В рамках конференции состоялся двухдневный семинар-совещание для руководителей региональных отделений и ресурсных центров по поддержке добровольчества в сфере чрезвычайных ситуаций, на котором участники поделились опытом, обсудили основные вопросы деятельности организации и определили направления развития Корпуса.
Уникальным добровольческо-поисково-спасательным отрядом является общественное объединение «ЛизаАлерт», возникшее после трагической истории с потерявшейся и погибшей от переохлаждения в сентябре 2010 года маленькой девочкой7.
Отмечая безусловную социальную значимость поискового движения, Общественная палата в 2020—2021 годах провела серию мероприятий по вопросу совершенствования законодательства Российской Федерации в части определения местоположения телефонов абонентов в целях оперативного поиска пропавших без вести людей. Предложения Общественной палаты по предоставлению возможности получения информации о местоположении и соединениях абонентского устройства, находящегося у без вести пропавшего лица, были учтены при принятии соответствующего федерального закона8.
Кроме того, Общественной палатой сформулирован ряд предложений в адрес ответственных ведомств по проведению в ряде субъектов Российской Федерации пилотного проекта по внедрению браслетов с технологией NFC и QR-кодом в целях сокращения времени поиска и идентификации пропавших без вести лиц.
С середины 2021 года браслеты безопасности начали выдавать бесплатно гражданам, которые входят в группы риска — детям, пожилым людям и людям с ментальными нарушениями. По оценкам координаторов проекта «ЛизаАлерт», такие браслеты могут спасать около 10 тысяч человек ежегодно. Они имеют ярко-оранжевый цвет, не требуют зарядки и не портятся от воды9.
Важным событием осени 2021 года стало возобновление работы штабов масштабной всероссийской волонтерской акции взаимопомощи #МыВместе. Добровольцы, отвечая на запросы общества, снова встали на передовую в борьбе с пандемией, оказывая адресную помощь в покупке и доставке продуктов, лекарств, предметов первой необходимости, волонтерскую помощь в медицинских организациях и социальных учреждениях.
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ АКЦИЯ ВЗАИМОПОМОЩИ #МЫВМЕСТЕ
#МЫВМЕСТЕ — ОБЩЕРОССИЙСКАЯ АКЦИЯ ВЗАИМОПОМОЩИ, В РАМКАХ КОТОРОЙ КАЖДЫЙ МОЖЕТ ПРЕДЛОЖИТЬ СВОЮ ПОМОЩЬ ИЛИ ПОПРОСИТЬ ЕЕ
В ЦИФРАХ
СОБРАННЫХ ПОЖЕРТВОВАНИЙ
ПОЛУЧИЛИ БЕСПЛАТНЫЕ ПРОДУКТОВЫЕ НАБОРЫ
ПОЛУЧИЛИ АДРЕСНУЮ ПОМОЩЬ
ДОСТАВИЛ НУЖДАЮЩИМСЯ РОССИЙСКИЙ КРАСНЫЙ КРЕСТ
СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПЕРЕДАНО
ЗА ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ АКЦИЯ ВЫШЛА ДАЛЕКО ЗА ПРЕДЕЛЫ БОРЬБЫ С РАСПРОСТРАНЕНИЕМ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ. ПОД ЗНАКОМ #МЫВМЕСТЕ ОКАЗЫВАЕТСЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ-СИРОТАМ, ВЕТЕРАНАМ, МНОГОДЕТНЫМ СЕМЬЯМ — ВСЕМ, КОМУ НЕОБХОДИМА ПОДДЕРЖКА
Сегодня по инициативе Общественной палаты ведется деятельность по разработке и согласованию законопроекта об обязательном страховании жизни волонтеров10.
5 декабря 2021 года, в День волонтера, Президент России, принявший участие в церемонии вручения добровольческой премии #МыВместе, поддержал общественную инициативу по страхованию волонтеров.
1.2
ПОПРАВКИ К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОБЩЕСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ «СОЦИАЛЬНЫХ» ПОПРАВОК
ИНИЦИИРОВАННЫЕ ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.В. ПУТИНЫМ ИЗМЕНЕНИЯ В КОНСТИТУЦИЮ РОССИИ ВЫЗВАЛИ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС ВСЕГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА. ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА, ПРИНЯВ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В РЕАЛИЗАЦИИ ПОПРАВОК К КОНСТИТУЦИИ РОССИИ КАК КЛЮЧЕВОЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, ПРОДОЛЖИЛА РАБОТУ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ЕГО ПОЗИЦИИ И В ОТНОШЕНИИ ЗАКОНОПРОЕКТОВ, РАЗРАБОТАННЫХ ВО ИСПОЛНЕНИЕ НОВЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ОСНОВНОГО ЗАКОНА.
За период, прошедший после вступления в силу поправок, Государственная Дума приняла более 200 федеральных законов в их развитие. Значительная часть новых законов касается социальной, семейной сферы, расширения полномочий Федерального Собрания как представительного органа власти России, изменения статуса местного самоуправления, законодательного усиления суверенитета России и нерушимости существующих границ.
Следующий этап обновления предполагает изменения в региональном и муниципальном законодательстве, корректировку отраслевых стандартов и тех норм, которые не соответствуют принципам и характеру обновленной Конституции.
По итогам состоявшейся в июле 2021 года конференции, посвященной годовщине принятия поправок, принято решение по расширению взаимодействия Общественной палаты с Минюстом России в рамках работы по разработке и принятию законопроектов, непосредственно развивающих и конкретизирующих новые конституционные нормы.
ПРИНЯЛА ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ВО ИСПОЛНЕНИЕ НОВЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ РОССИИ
В 2021 году Общественная палата уделила особое внимание обсуждению изменений в законодательстве по следующим направлениям:
- проект постановления Правительства Российской Федерации об осуществлении просветительской деятельности в Российской Федерации11. Общественная палата, консолидировав мнение активных граждан, высказала ряд серьезных замечаний и предложений по доработке проекта постановления, рекомендовала провести всесторонний анализ, согласование и оценку регулирующего воздействия постановления при участии институтов гражданского общества. По итогам публичного обсуждения Минпросвещения России проект был отозван на доработку;
- практика применения Федерального закона об ответственном обращении с животными12 и перспективы его дальнейшего совершенствования. Объединив в диалоге различные общественные силы, выступающие с диаметрально противоположными позициями, Общественная палата выработала комплекс рекомендаций, включающих предложения о регистрации и маркировке животных, обеспечении их стерилизации, создании приютов при содействии местных органов власти и установлении ответственности за воспрепятствование деятельности по обеспечению общественного контроля в сфере обращения с животными;
- Общественной палатой была сформирована рабочая группа по совершенствованию правового регулирования защиты прав граждан с психическими расстройствами13. В ее состав вошли представители Минздрава России, Минтруда России, Государственной Думы, Совета Федерации и научных медицинских центров. При участии рабочей группы была определена содержательная структура закона о психиатрической помощи, способствующая укреплению правового статуса получения медицинской помощи гражданами, страдающим психическими расстройствами, и защите их прав и свобод при ее оказании. Отмечена необходимость дальнейшего законодательного совершенствования вопросов опеки и попечительства, дееспособности пациентов, страдающих психическими расстройствами, определения полноты дееспособности, защиты прав пациентов в стационарах и психоневрологических интернатах. В настоящий момент ведется разработка данных положений14;
- внесение изменений в законодательство, связанных с необходимостью более эффективного противодействия распространению новой коронавирусной инфекции, в том числе в части регулирования доступа граждан в условиях пандемии в организации общественного питания, транспорта, в учреждения культуры и спорта, в другие места, которые могут стать фактором распространения заболевания.
Ежегодно в Общественной палате проходит общественная экспертиза важнейшего финансового документа, оказывающего определяющее влияние на все сферы жизни общества, — проекта федерального бюджета15.
Общественная палата поддержала проект бюджета, признав его в целом сбалансированным иотвечающим интересам гражданского общества. Вместе с тем членами Палаты были сформулированы предложения и замечания, которые было рекомендовано учесть при дальнейшей доработке законопроекта:
- в условиях относительно низких темпов роста ВВП вызывает сомнение необходимость сокращения финансирования по разделам «Национальная экономика» и «Социальная политика»;
- отмечается неоправданное уменьшение финансирования важнейших национальных проектов «социального блока» — здравоохранения и образования;
- в 2022 году дефицит бюджета Фонда обязательного социального страхования Российской Федерации в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством планируется финансировать за счет профицита средств другого вида обязательного социального страхования— от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Общественная палата считает необходимой минимизацию практики подобного перекрестного субсидирования;
- необходимость финансирования отдельных программ и подпрограмм общественно значимых проектов и инициатив, реализуемых в рамках уставной деятельности таких организаций, как: Российский Красный Крест, Бессмертный полк России, Благотворительный фонд «Старость в радость», Национальный мониторинговый центр помощи пропавшим и пострадавшим детям и др.
1.3
РОСТ ДОВЕРИЯ К НЕКОММЕРЧЕСКОМУ СЕКТОРУ И СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАПРОС НА ЗАБОТУ О ЧЕЛОВЕКЕ
ПРИМЕРОМ РАЗВИТИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ДИАЛОГА МЕЖДУ ГРАЖДАНСКИМ ОБЩЕСТВОМ И ГОСУДАРСТВОМ НА НОВОМ КАЧЕСТВЕННОМ УРОВНЕ СТАЛИ ОТНОШЕНИЯ, СКЛАДЫВАЮЩИЕСЯ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА
Результатом активной работы некоммерческих организаций в период пандемии стал значительный рост доверия общества к деятельности НКО и волонтеров, а государство продолжило воспринимать некоммерческий сектор в качестве равноправного надежного партнера в реализации социальной политики и решении общественных проблем.
В то же время, оказывая поддержку населению, некоммерческие организации в условиях ограничительных мер, вызванных пандемией коронавирусной инфекции, сами оказались в сложной ситуации, им потребовалась помощь государства. Общественная палата одна из первых обратила внимание на проблемы социально ориентированных некоммерческих организаций, предложив меры поддержки НКО. Эти предложения нашли свое отражение в поручениях Президента России.
Беспрецедентный «антипандемийный» пакет мер поддержки, предоставленный государством СО НКО в 2020 году, способствовал сохранению устойчивости некоммерческого сектора.
В 2021 году Общественная палата в рамках мониторинга мер поддержки государством некоммерческих организаций сфокусировалась на том, чтобы сделать эти меры более системными и целевыми.
При непосредственном участии Общественной палаты были разработаны:
-
Федеральный закон
от 30.04.2021 № 104-ФЗ «О внесении изменений в статью 265 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым два созданных в 2020 году реестра СО НКО— получателей мер государственной поддержки объединяются в единый реестр. Организации, жертвующие СО НКО, включенным в указанный реестр, смогут получить налоговый вычет по налогу на прибыль. Закон вступит в силу 1 января 2022 года; -
постановление Правительства
РФ от 30.07.2021 № 1290 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций», которым утвержден единый реестр СО НКО. Общественной палате удалось отстоять предложение о расширении перечня критериев включения СО НКО в названный реестр — помимо определенных в прошлом году в реестр смогут войти также СО НКО — получатели государственной (муниципальной) имущественной поддержки. Кроме того, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может предложить дополнительный критерий для включения регионального СО НКО в данный реестр. Общественная палата и региональные общественные палаты уполномочены направлять запрос в соответствующие органы власти, если, по их мнению, решение о включении НКО в реестр представляется неправильным. Орган власти обязан рассмотреть запрос и направить мотивированный ответ. Таким образом, создан эффективный механизм, благодаря которому общественные палаты продолжат осуществлять контроль за прозрачностью и справедливостью формирования единого реестра СО НКО.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА, ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ХОДЕ ЕЖЕГОДНЫХ ПОСЛАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ
Тема развития и поддержки некоммерческого сектора также активно прорабатывалась Общественной палатой в 2021 году по следующим направлениям:
- рейтингование регионов по уровню развития и поддержки некоммерческого сектора. В 2021 году была обновлена методика рейтинга на основе предложений, поступивших от экспертов и региональных общественных палат. Новый рейтинг включает 150 параметров, которые перерабатываются в 60 показателей, объединенных в 10 групп. Результаты исследования были представлены в ноябре 2021 года на Итоговом форуме «Сообщество» в Москве. Рейтинг позволяет комплексно оценить, насколько развит некоммерческий сектор в регионе, и при этом представляет такую оценку в компактной, воспринимаемой форме;
- реализуется проект «Участие НКО в оказании услуг в социальной сфере», в рамках которого широкой общественности и экспертному сообществу представляется опыт и практики регионов по поддержке СО НКО, социальные технологии, созданные в субъекте с участием НКО или социальных предпринимателей, а представители НКО регионов делятся опытом своей работы, рассказывают о барьерах, которые сдерживают их работу;
- совместно с Минфином России, Минэкономразвития России, региональными общественными палатами и экспертным сообществом осуществляется общественный мониторинг реализации Федерального закона 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере», в разработке которого с 2016 года непосредственное участие принимала Общественная палата. Общественные палаты субъектов РФ, наряду с региональными отделениями ОПОРЫ России, выступают коммуникационными площадками, обеспечивающими участие всех сторон, заинтересованных в пилотировании закона в различных регионах;
- осуществляется информационная и методическая поддержка общественных палат по вопросам развития некоммерческого сектора, добровольчества и волонтерства в рамках проектов «Час с Минэкономразвития России» и «Час с Минфином России»;
- разработка на площадке рабочей группы при Минюсте России алгоритма отчетности об объемах и целях расходования средств, полученных от жертвователей, у которых могут быть иностранные источники. Эти процедуры призваны учитывать интересы и защищать репутацию добросовестных НКО при исполнении требований законодательства;
- выработка предложений по совершенствованию законодательства об НКО в рамках реализации поручения Первого заместителя Руководителя Администрации Президента РФ С.В. Кириенко, данного по итогам Форума «Сообщество», посредством как проведения общественных экспертиз проектов НПА, разработанных органами власти, так и выработки самостоятельных предложений;
- Общественной палатой запущена кампания «Я прививки не боюсь», целью которой является информирование и просвещение по вопросам иммунизации против новой коронавирусной инфекции с помощью НКО, их сотрудников и волонтеров, которые являются важным каналом коммуникации для определенных категорий граждан.
В октябре-ноябре 2021 года в связи с введенными противоэпидемическими ограничениями Правительство России разработало и внедрило новые меры поддержки МСП и СО НКО, которые предоставляются как на федеральном, так и на региональном уровнях. Общественная палата отмечает, что оперативное решение вопроса о поддержке НКО в условиях вынужденных ограничений свидетельствует о том, что государство в полной мере признает важнейшую роль НКО в развитии экономики и социальной сферы.
В 2022 году Общественная палата в пределах своих полномочий продолжит осуществлять последовательный мониторинг учета интересов некоммерческого сектора в новых законотворческих инициативах16.
РЕЙТИНГ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УРОВНЮ И КАЧЕСТВУ РАЗВИТИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА
ПРОЕКТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ «РЕЙТИНГ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УРОВНЮ И КАЧЕСТВУ РАЗВИТИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА»
РЕЙТИНГОВАЯ МОДЕЛЬ
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ 10 ОБЪЕКТИВНЫМИ ФАКТОРАМИ, 60 ПОКАЗАТЕЛЯМИ И БОЛЕЕ ЧЕМ 150 МЕТРИКАМИ
ТОП-10 РЕГИОНОВ ПО УРОВНЮ И КАЧЕСТВУ РАЗВИТИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА
Рейтинг в 2020 г. | Позиция |
Рейтинговое число |
Экономическая начимость |
Устойчивость существования НКО |
Активность деятельности НКО |
Поддержка НКО регионом |
Онлайн-доступность информации о поддержке СО НКО |
Медиаактивность |
Результаты экспертного опроса |
Социальная значимость |
Значимость РОП для НКО |
Значимость ресурсных центров СО НКО |
||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
балл | ||||||||||||||
1. | МОСКВА | 1 | 0 | 66,048 | 5,00 | 5,00 | 2,70 | 3,02 | 4,51 | 5,00 | 2,65 | 4,97 | 4,13 | 4,33 |
2. | ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ | 14 | 12 | 64,436 | 3,39 | 4,42 | 4,96 | 4,51 | 3,59 | 3,67 | 3,07 | 4,55 | 3,08 | 3,13 |
3. | РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН | 2 | -1 | 62,348 | 4,29 | 4,22 | 3,70 | 3,33 | 3,29 | 3,46 | 3,77 | 3,34 | 4,88 | 3,35 |
4. | ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ — ЮГРА | 4 | 0 | 61,854 | 2,71 | 4,74 | 3,12 | 5,00 | 3,81 | 3,19 | 2,77 | 5,00 | 4,80 | 3,50 |
5. | ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ | 11 | 6 | 61,709 | 3,61 | 3,96 | 3,91 | 3,98 | 3,72 | 3,52 | 2,68 | 3,89 | 4,89 | 3,45 |
6. | ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ | 3 | -3 | 60,445 | 2,54 | 3,99 | 3,26 | 3,65 | 3,02 | 4,09 | 3,36 | 4,96 | 4,12 | 5,00 |
7. | ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ | 9 | 2 | 59,046 | 3,50 | 4,00 | 2,60 | 3,20 | 4,07 | 3,10 | 5,00 | 2,83 | 4,68 | 3,43 |
8. | САНКТ-ПЕТЕРБУРГ | 5 | -3 | 58,038 | 3,66 | 4,16 | 2,49 | 3,46 | 3,40 | 4,37 | 2,65 | 4,82 | 3,18 | 3,47 |
9. | САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ | 10 | 1 | 56,979 | 3,81 | 4,03 | 3,53 | 3,59 | 3,15 | 2,77 | 2,41 | 4,10 | 4,67 | 2,49 |
10. | КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ | 33 | 23 | 56,853 | 2,79 | 3,45 | 4,20 | 4,52 | 2,66 | 3,18 | 2,17 | 3,44 | 3,77 | 3,86 |
СООТНОШЕНИЕ МАСШТАБА ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ И ЕГО РЕЙТИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ
Важным практическим результатом нового типа отношений государства, бизнеса и гражданского общества, знаком доверия государства некоммерческому сектору стало создание в 2021 году при активном участии Общественной палаты фонда «Круг добра»17. Фонд является оператором распределения средств, выделяемых государством для оказания помощи детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими, в том числе редкими, заболеваниями. Общественная палата разработала концепцию структуры фонда, дала рекомендации по направлениям его работы. Все предложения Общественной палаты вошли в постановление Правительства России и те программные документы, по которым сейчас работает фонд18.
Принципы его работы заключаются в реализации новой модели принятия решений, основанной на врачебном обсуждении, которое принимает во внимание мнение общества.
Фонд финансируется за счет механизма «окрашенного» целевого социального налога, отчислений от повышенной с 13 до 15% ставки НДФЛ, которая действует для доходов свыше 5 млн рублей в год19.
В 2021 году Правительство Российской Федерации выделило фонду «Круг добра» средства в размере 60 млрд рублей на закупку лекарств для детей с тяжелыми, редкими заболеваниями. Благодаря работе фонда в 2021 году обеспечено препаратами 1704 ребенка по восьми заболеваниям. В конце 2021 года экспертный совет фонда расширил возрастные рамки применения препаратов «Золгенсма» для лечения спинальной мышечной атрофии и «Трикафта» для лечения муковисцидоза. Важной победой Фонда стала официальная регистрация препарата «Золгенсма» на территории России.
В 2022 году фонду планируется выделить около 78,8 млрд рублей на продолжение деятельности.
ОБЕСПЕЧЕНО ПРЕПАРАТАМИ НА ЛЕЧЕНИЕ РЕДКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФОНДА «КРУГ ДОБРА»
НАПРАВЯТ ФОНДУ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ ЖИЗНЕУГРОЖАЮЩИМИ И ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ «КРУГ ДОБРА» В 2022—2024 ГОДАХ
1.4
МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ И ДИВЕРСИФИКАЦИЯ МОДЕЛЕЙ ФИНАНСИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
ПОТЕРИ ДОХОДОВ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПАНДЕМИЕЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ, ПОТРЕБОВАЛИ ЗНАЧИТЕЛЬНОГО РАСШИРЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В 2020—2021 ГОДАХ, И ЭТА ПОДДЕРЖКА БЫЛА ОКАЗАНА ГОСУДАРСТВОМ.
Президент России поручил учесть сферу культуры в плане восстановления экономики20. Были также даны поручения по вопросам принятия дополнительных мер государственной поддержки организаций, осуществляющих в 2021 и 2022 годах отдельные виды культурной деятельности, в части выделения субсидий, переноса сроков уплаты налогов, послабления налоговой ставки и ряда других мер21.
В апреле 2021 года был утвержден план реализации государственной программы «Развитие культуры»22, рассчитанной на 2021−2023 годы и предусматривающей реставрацию музеев и объектов культурного наследия, оцифровку книжных памятников и открытие новых культурных центров в поселках городского типа и малых городах.
Появились и нововведения, направленные на развитие кадрового потенциала в сфере культуры. Был принят закон, позволяющий гражданам бесплатно получить второе высшее образование по творческим специальностям23. Минкультуры России подготовило правила предоставления субсидий регионам на выплату компенсаций специалистам отрасли культуры, переехавшим на работу в небольшие города и села. Выплаты планируется осуществлять в рамках реализации новой программы «Земский работник культуры». По оценке министерства, реализация программы «Земский работник культуры» позволит привлечь в учреждения малых городов и сел более 9 тысяч новых специалистов24.
Идея закрепления программы «Земский работник культуры» в документах государственного планирования была поддержана Общественной палатой в ходе заседания Координационного совета по национальным проектам и народосбережению.
По инициативе Президента России с 1 сентября 2021 года успешно реализуется проект «Пушкинской карты», разработанный Минкультуры России, Минцифры России и «Почта Банком», который позволил укрепить, а во многих случаях и впервые установить контакт между молодым поколением россиян и учреждениями культуры, театрами, музеями, филармониями, значительно увеличить их посещаемость25.
ФИНАНСИРОВАНИЕ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ
УВЕЛИЧИЛСЯ ОБЩИЙ ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 7 ЛЕТ
ФИНАНСИРОВАНИЕ НАЦПРОЕКТА «КУЛЬТУРА», СОГЛАСНО ПРИНЯТОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ БЮДЖЕТУ НА 2022 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2023 И 2024 ГОДОВ, БУДЕТ УВЕЛИЧЕНО
Общественная палата концептуально поддержала проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации”»26, направленный на обеспечение полного государственного финансирования производства и проката отдельных категорий фильмов, общественная значимость и художественная ценность которых не может измеряться доходами от их проката и показа. Вместе с тем Общественная палата выступила с предложениями о большей детализации проектируемых норм в целях снижения рисков их неоднозначного толкования. Было также предложено предусмотреть участие членов Общественной палаты в отборе национальных фильмов для осуществления государственного финансирования их производства и проката.
Еще одним важным инструментом в развитии сферы культуры и увеличении доли креативных индустрий во всех секторах экономики ожидаемо станет новая Концепция развития творческих индустрий до 2030 года, направленная на развитие экономики, создание новых рабочих мест, привлечение инвестиций в сферу культуры и увеличение доли граждан, занятых в творческих профессиях, с 4,6 до 15%27.
Подробный план мероприятий в рамках Концепции будет разработан Министерством культуры до 1 марта 2022 года. Его реализация должна привести к изменению качества жизни и вовлечению талантов в национальную экономику
На протяжении последних лет одной из самых дискуссионных общественных проблем в сфере культуры остается вопрос о необходимых объемах государственной поддержки.
С 2022 ПО 2024 ГОД НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «КУЛЬТУРА» ПОЛУЧИТ
НА РЕАЛИЗАЦИЮ ГОСПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ» ПЛАНИРУЕТСЯ НАПРАВИТЬ
В 2022 ГОДУ
В 2023 ГОДУ
В 2024 ГОДУ
Есть общее понимание того, что решить весь комплекс проблем в финансовом обеспечении учреждений культуры без участия государства невозможно. Несмотря на позитивные изменения, произошедшие в этой сфере в рамках реализации нацпроекта «Культура», есть еще много нерешенных вопросов. Одной из важнейших проблем остается закрытие в связи с целым комплексом причин, от отсутствия финансирования до низкой востребованности, учреждений культуры на малых территориях. Сегодня во многих муниципалитетах дома культуры — это единственная возможность приобщения к искусству и творчеству местных жителей.
С целью выявления проблем, связанных с доступностью, оснащением и функционированием таких учреждений в сельской местности в ноябре 2021 года Общественная палата запустила горячую линию. Результатом ее работы станет выработка в начале следующего года конкретных предложений по выходу из сложившейся ситуации.
Наряду с государственным финансированием необходимо развивать и государственно-частное партнерство в сфере реализации культурных проектов. В связи с этим необходимо отметить, что государством создана основа для поддержки сферы культуры и участия в культурных проектах со стороны частного бизнеса и некоммерческих организаций, что формирует гибкий подход к вопросу финансирования проектов в сфере культуры.
Появившиеся за последние годы успешные практики подобных проектов не только в столице, но и в регионах Российской Федерации убедительно показывают, что культура может быть одним из значимых факторов инвестиционной привлекательности территории, а культурные проекты могут выходить на самоокупаемость и быть привлекательными для бизнеса.
Негосударственные учреждения культуры в марте 2021 года на встрече Президента России с бизнес-сообществом попросили Президента России о поддержке, отмечая, что без помощи государства отрасли будет очень трудно выйти из ситуации, сформировавшейся в связи с ограничениями, связанными с распространением коронавирусной инфекции28. Выражая обеспокоенность гражданского общества сложившейся ситуацией, Общественная палата также направила свои рекомендации в Правительство России, Минкультуры России и Роспотребнадзор.
Важным шагом в поддержке общественных инициатив в сфере культуры стало создание в мае 2021 года Президентского фонда культурных инициатив. Основной целью новой структуры, созданной Указом Президента России, является поддержка проектов в области культуры, искусства и творческих индустрий, которые реализуют некоммерческие организации, а также коммерческие организации и индивидуальные предприниматели29.
В Общественной палате поддержали идею создания Фонда, отметив, что государство реализует на практике принятые в 2020 году поправки в Конституцию, что свидетельствует о том, что руководство страны подходит к сфере культуры исходя из ее фундаментальной важности для развития государства30.
РЕАЛИЗАЦИЯ ГРАНТОВОГО КОНКУРСА ПРЕЗИДЕНТСКОГО ФОНДА КУЛЬТУРНЫХ ИНИЦИАТИВ
ПО ИТОГАМ ПЕРВОГО ГРАНТОВОГО КОНКУРСА ПРЕЗИДЕНТСКОГО ФОНДА КУЛЬТУРНЫХ ИНИЦИАТИВ
СТАТИСТИКА ПЕРВОГО КОНКУРСА ПРЕЗИДЕНТСКОГО ФОНДА КУЛЬТУРНЫХ ИНИЦИАТИВ
БОЛЬШЕ ВСЕГО ЗАЯВОК ПОДАНО НА
1.5
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ И ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
БЛАГОДАРЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ РЯДА МАСШТАБНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В 2021 ГОДУ ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА ОТМЕЧАЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ УСИЛЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СТРАНЕ.
В сентябре этого года свой первый конкурс провел Президентский фонд культурных инициатив, благодаря деятельности которого сегодня на наших глазах формируется новый сектор креативной экономики. Государство официально признало, что творчество, воображение, конструктивное новаторство, дизайн, оригинальность играют в современной экономике значимую роль, и эта роль со временем будет только возрастать.
Общественная палата поддерживает Фонд президентских грантов и активно участвует в его деятельности. На площадках Общественной палаты проводятся семинары для НКО, религиозных и этнокультурных организаций, в рамках которых осуществляется обучение правильному оформлению заявок на гранты, предоставляются методические и статистические материалы по вопросам оказания мер поддержки и отчетов о результатах реализации проектов31.
Еще одним эффективным механизмом для поиска и выявления талантливых людей в сфере креативных индустрий в 2021 году стал проект «ArtMasters». Организованные в 2020 году профессиональные соревнования специалистов бэкстейдж получили второе дыхание после поручения Президента России, в рамках встречи с представителями общественности в августе 2021 года, о выделении средств на проведение Национального открытого чемпионата в сфере творческих компетенций «ArtMasters» и поддержки в целом успешных российских чемпионатов по профессиональному мастерству32.
Уникальной площадкой для творческой самореализации является арт-кластер «Таврида», представляющий собой экосистему проектов, способствующих реализации творческого и профессионального потенциала молодых деятелей культуры и искусств. На площадке Тавриды проводится Всероссийский конкурс молодежных проектов.
Для школьников 8−10-х классов реализуется масштабный всероссийский проект «Большая перемена». Конкурс является проектом платформы «Россия — страна возможностей» и организован совместно с Роспатриотцентром и Всероссийским движением школьников. Цель проекта— предоставить возможность каждому ученику проявить себя и найти свои сильные стороны33.
В этом году финалисты и победители конкурса школьников стали участниками форума активных граждан «Сообщество», в рамках которого презентовали свои проекты и поделились впечатлениями о конкурсе. Президент России поручил обеспечить финансирование Всероссийского конкурса для школьников «Большая перемена». Мониторинг выполнения этого поручения, наряду с другими поручениями Президента России в рамках общего мониторинга вопросов общего образования, проведет Общественная палата.
Кружковым движением национальной технологической инициативы проводится Олимпиада по 28 технологическим профилям: от искусственного интеллекта и подводной робототехники до геномного редактирования и технологий VR. В Общественной палате отмечают, что Олимпиада Кружкового движения НТИ закрепила за собой статус главной технологической олимпиады страны и может стать основным социальным лифтом для всей технологически ориентированной молодежи нашего государства34. Общественная палата взяла на себя миссию консолидировать ключевые позиции экспертов сферы образования и представителей бизнеса по вопросу включения междисциплинарных направлений во Всероссийскую олимпиаду Кружкового движения35.
Важную роль в совершенствовании и масштабировании системы социальных лифтов играют кадровые конкурсы. Больше 660 тысяч управленцев приняли участие в проекте «Лидеры России», 900 финалистов за три года получили по одному миллиону рублей на дальнейшее продолжение образования, а 270 человек — ответственные назначения в крупнейшие государственные и бизнес-организации. Представители конкурса принимают регулярное участие в мероприятиях Общественной палаты, выступают экспертами на форумах «Сообщество», делятся своими историями успеха. Среди членов Общественной палаты также есть победители конкурса «Лидеры России».
КОНКУРС «ЛИДЕРЫ РОССИИ»
ЗА ТРИ ГОДА СУЩЕСТВОВАНИЯ ПРОЕКТА «ЛИДЕРЫ РОССИИ» В НЕМ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ БОЛЬШЕ 660 ТЫСЯЧ УПРАВЛЕНЦЕВ
ЗА ТРИ ГОДА ПОЛУЧИЛИ ПО ОДНОМУ МИЛЛИОНУ РУБЛЕЙ НА ДАЛЬНЕЙШЕЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ПОЛУЧИЛИ ОТВЕТСТВЕННЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ В КРУПНЕЙШИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И БИЗНЕС-ОРГАНИЗАЦИИ
СРЕДИ НИХ:
2 ГУБЕРНАТОРА
6 ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ МИНИСТРОВ
4 МЭРА
А ТАКЖЕ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТЫ КРУПНЫХ КОМПАНИЙ, ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДИРЕКТОРА, ГЛАВВРАЧИ БОЛЬНИЦ И ДРУГИЕ
В целях поощрения молодых специалистов, которые строят профессиональную карьеру и одновременно ведут широкую общественную деятельность, направленную на решение социальных проблем, Общественной палатой в 2021 году была учреждена национальная премия «Молодой специалист года». Идея премии нашла широкий отклик в профессиональных сообществах. Экспертным советом премии было рассмотрено 1136 заявок, номинантами стали 97 специалистов в возрасте до 35 лет, 16 из которых прошли в финал и боролись за победу в таких номинациях, как «Инновации и технологическое лидерство», «Волонтерство и корпоративная социальная ответственность», «Коммуникационные проекты», «Компетенции для рынка труда», «Спорт и ЗОЖ». Представление и награждение победителей состоялось в рамках Итогового форума «Сообщество» в Москве.
Продолжая тему общественного лидерства и развития социальных лифтов в гражданском обществе, нельзя не отметить тот переход от статуса общественников к статусу законодателей, который по итогам выборной осенней кампании 2021 года сделали 11 членов Общественной палаты, одержавшие победу на выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации VIII созыва.
1.6
СИСТЕМНАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА ВПЕРИОД ПАНДЕМИИ
МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В 2020 ГОДУ ПОЗВОЛИЛИ СОХРАНИТЬ УСТОЙЧИВОСТЬ СЕКТОРА МСП И НЕ ДОПУСТИТЬ СУЩЕСТВЕННОГО СОКРАЩЕНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ, ЧТО, ПО ОЦЕНКЕ ЭКСПЕРТОВ, МОГЛО ПРИВЕСТИ К РОСТУ БЕЗРАБОТИЦЫ, СТАТЬ ОДНИМ ИЗ СЕРЬЕЗНЫХ ФАКТОРОВ СНИЖЕНИЯ ВВП.
В 2021 году государство продолжило оказывать поддержку компаниям в наиболее пострадавших секторах экономики. Правительство запустило новый этап программы льготных кредитов бизнесу (ФОТ 3.0 36), которая стала одной из самых востребованных мер поддержки малых и средних предпринимателей, пострадавших из-за ситуации с коронавирусом.
В сентябре 2021 года был продлен мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса на 2022 год37. Мораторий затронет около 100 тысяч предприятий и станет одной из важных антикризисных мер поддержки экономики в период новых ограничений.
Также с сентября 2021 года была запущена новая мера господдержки для малого и среднего бизнеса — «зонтичный» механизм предоставления поручительств38. Заемные средства могут получить те предприниматели, которым ранее по разным причинам кредиты были недоступны. По предварительным оценкам, не менее 35 тысяч субъектов МСП смогут получить поддержку в рамках нового инструмента и привлечь к 2024 году финансирование на сумму свыше 600 млрд рублей.
В связи с повторным введением антипандемийных ограничений в октябре 2021 года, направленных на приостановление распространения коронавирусной инфекции, с ноября возобновились государственные программы льготного кредитования и грантовой поддержки бизнеса:
- в рамках программы льготного кредитования с ноября по декабрь 2021 года для компаний МСП и СО НКО в 30 российских банках была возобновлена выдача льготных кредитов по ставке 3% годовых. Они должны выполнить ключевое условие программы — сохранение численности работников на уровне не ниже 90%. Этот показатель будет контролироваться через данные ФНС;
- малым и средним предприятиям оказана грантовая поддержка.
Получателями данных мер поддержки стали юридические лица и ИП, которые работают в наименее восстановившихся отраслях российской экономики. По оценкам Правительства России, поддержка охватывает около 3 млн работников в секторе МСП, включая индивидуальных предпринимателей.
Комплексные меры поддержки бизнеса, оказанные государством за последние два года, позволили предпринимателям наряду с некоммерческим сектором активно включиться в борьбу с пандемией.
Многие компании начали развивать собственные социальные и корпоративные волонтерские проекты, по данным исследований, количество вакансий, в которых работодатели упоминают наличие волонтерских программ и проектов, за 2020 год выросло в пять раз по сравнению с 2019 годом, в 2021 году эта тенденция сохранилась39.
Корпоративные волонтеры помогают пожилым людям, проживающим в домах престарелых, организуют совместные проекты с благотворительными организациями по помощи социально уязвимым группам граждан, наряду с общественными волонтерами участвуют практически во всех направлениях деятельности волонтерского движения. Общественная палата отмечает, что сегодня корпоративное волонтерство стало важнейшей формой участия бизнеса в решении социальных и экологических проблем.
КОРПОРАТИВНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО
ЧТО СОТРУДНИКИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ ДУМАЮТ О КОРПОРАТИВНОМ ВОЛОНТЕРСТВЕ?
ОТВЕТЫ ДАЕТ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЦИОМ
ИМЕЕТ ЛИ КОМПАНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВО БЛАГОДАРЯ НАЛИЧИЮ ПРОГРАММ КОРПОРАТИВНОГО ВОЛОНТЕРСТВА?
ЧТО ПОБУЖДАЕТ КОМПАНИИ ЗАНИМАТЬСЯ КОРПОРАТИВНЫМ ВОЛОНТЕРСТВОМ?
Общественная палата неоднократно отмечала, что современные общественные проблемы требуют комплексного подхода и устойчивых форм решения. Одним из таких эффективных решений может стать масштабирование социальных предприятий в дополнение к уже существующим формам гражданского участия.
Наращивание потенциала социальных предприятий невозможно без широкого привлечения инвестиций в социально ориентированные бизнесы. Мировая практика показывает, что в рамках такого подхода все шире применяются так называемые импакт-инвестиции, целью которых является одновременное достижение положительного социального или экологического результата и получения финансовой прибыли.
В 2021 году актуальные вопросы развития проектов по импакт-инвестированию рассматривались в Общественной палате. Отмечая необходимость расширения применения подобных эффективных механизмов развития социально ориентированного бизнеса в России, Общественная палата обратила внимание на необходимость внесения корректив в действующее законодательство, обеспечивающее развитие рынка импакт-инвестирования, а также дальнейшую работу по разработке мер стимулирования социальных предприятий и импакт-инвесторов. Работу в этом направлении Общественная палата планирует продолжать в 2022 году.
Значимой поддержкой роста интереса бизнеса к реализации благотворительных и социальных проектов стало подписание Президентом России в середине 2020 года закона о внесении поправок в Налоговый кодекс, которые позволили бизнесу при налогообложении прибыли учитывать и компенсировать пожертвования некоммерческим организациям, что существенно расширило возможности бизнеса по поддержке некоммерческого сектора и стало дополнительным важным стимулом в развитии сотрудничества с НКО.
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ЗА ПОЖЕРТВОВАНИЯ
ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧАТЬ НАЛОГОВЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ ОТ СВОЕЙ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАЛА ХОРОШИМ СТИМУЛОМ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА БИЗНЕСА С НКО
ЗА 2020 ГОД
БЕЗВОЗМЕЗДНО ПЕРЕДАЛИ НЕКОММЕРЧЕСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ
ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2021 ГОДА
ЗАЯВИЛИ О РАСХОДАХ НА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
СОСТАВИЛА СУММА ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ
СОСТАВИЛА СУММА ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ
Свидетельством востребованности и эффективности этой меры стало увеличение в 2020—2021 годах числа компаний, которые указывают расходы на благотворительность в налоговой декларации и получают льготу по налогу на прибыль.
22 октября 2021 года Общественная палата направила обращения Председателю Правительства России М.В. Мишустину и министру Минэкономразвития России М.Г. Решетникову с просьбой учесть некоммерческие организации при разработке мер поддержки в связи с новыми ограничениями из-за COVID-19 наряду с МСП.
В постановлении Правительства от 28 октября 2021 года № 1849 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2021 года № 1513» СО НКО включены вместе с МСП в круг субъектов, получающих государственную поддержку в период пандемии.
1.7
ОБНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
В 2021 ГОДУ ПРОЦЕСС ОБНОВЛЕНИЯ ПРОДОЛЖИЛСЯ В ДВУХ КРУПНЕЙШИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ — ОБЩЕСТВЕ «ЗНАНИЕ» И РОССИЙСКОМ КРАСНОМ КРЕСТЕ.
Общество «Знание» пережило, без преувеличения, самый масштабный «перезапуск» в своей истории. 26 марта на заседании наблюдательного совета АНО «Россия — страна возможностей» с участием Президента России победитель конкурса «Лидеры России. Политика» Максим Древаль предложил идею создания современной и технологичной платформы знаний, которая бы опиралась на уникальный просветительский опыт и традиции, имевшиеся в Советском Союзе. В качестве примера такой деятельности было приведено общество «Знание». Глава государства поддержал эту идею.
В мае 2021 года в Москве на III съезде Российского общества «Знание» был утвержден новый руководящий состав организации и определены основные направления ее деятельности. В настоящее время более 5 тысяч лекторов присоединились к обществу «Знание» после его перезагрузки, сотни российских компаний стали его партнерами.
Старейшая российская общественная благотворительная организация Российский Красный Крест (РКК), являющаяся участником международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца, также объявила в этом году о своем масштабном обновлении.
Учитывая высокую общественную значимость реализуемой РКК деятельности, Общественной палатой в июне 2021 года была проведена общественная экспертиза проекта федерального закона «О Российском Красном Кресте»40.
В ходе публичных слушаний была отмечена неопределенность правового статуса Российского Красного Креста41, что не соответствовало сложившейся мировой практике и создавало дополнительные трудности для деятельности национального общества. Общественная палата отметила, что принятие федерального закона послужит важным стимулом к дальнейшему развитию организации42.