4.1
ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ В РОССИИ СЕГОДНЯ
МОЩНЫЙ ИМПУЛЬС МАССОВОМУ ОБЩЕСТВЕННОМУ НАБЛЮДЕНИЮ В СТРАНЕ БЫЛ ПРИДАН В 2018 ГОДУ, КОГДА ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА И ПАЛАТЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЫЛИ НАДЕЛЕНЫ ПРАВОМ НАПРАВЛЯТЬ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ НА ВЫБОРЫ82.
В настоящее время институт общественного наблюдения является неотъемлемой и естественной частью избирательного процесса, который обеспечивает удовлетворение запроса общества на чистоту, прозрачность и легитимность голосования.
Важнейшим общественно-политическим событием 2021 года стали выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, которые прошли в период с 17 по 19 сентября 2021 года одновременно с выборами в законодательные и исполнительные органы власти субъектов России.
Учитывая сложившуюся эпидемиологическую ситуацию, в целях минимизации опасности распространения коронавирусной инфекции в избирательное законодательство были включены нормы о проведении голосования на выборах в течение нескольких дней. В семи субъектах Российской Федерации применялась процедура дистанционного электронного голосования (ДЭГ).
Внедрение цифровых технологий в избирательный процесс позволило создать максимально комфортные условия для всех категорий граждан, решивших принять участие в выборах: и для лиц преклонного возраста — за счет снижения количества одновременно голосующих на участках, и для самой экономически и политически активной возрастной группы избирателей — людей среднего возраста, и для молодежи. По данным ЦИК России, две трети участников дистанционного электронного голосования составили россияне в возрасте от 26 до 55 лет83.
Новыми угрозами выборному процессу стали попытки иностранного вмешательства в избирательную кампанию. В течение всего периода голосования происходили атаки на инфраструктуру ДЭГ с IP-адресов из США, Германии, Украины и других зарубежных государств84. В дни голосования киберволонтеры Общественной палаты зафиксировали почти 20 000 ложных сообщений о выборах85.
В рамках координации общероссийского процесса общественного наблюдения в Общественной палате был развернут Ситуационный центр, в который в режиме реального времени поступала и анализировалась информация от общественных наблюдателей со всей страны.
40 членов Волонтерского корпуса Общественной палаты в круглосуточном режиме поддерживали связь с общественными наблюдателями во всех регионах страны, а также с 85 региональными общественными штабами. За время работы волонтеры совершили несколько десятков тысяч звонков общественным наблюдателям на избирательных участках.
РАБОТА СИТУАЦИОННОГО ЦЕНТРА ОП РФ
ИТОГИ РАБОТЫ
СИТУАЦИОННОГО
ЦЕНТРА ОП РФ
ПО НАБЛЮДЕНИЮ
В ЕДИНЫЙ ДЕНЬ
ГОЛОСОВАНИЯ
2021 ГОДА
ОСУЩЕСТВИЛИ ОПЕРАТОРЫ КОЛЛ-ЦЕНТРА
ПОСТУПИЛО НА «ГОРЯЧУЮ ЛИНИЮ» ОП РФ
НАПРАВЛЕНО ЧЕРЕЗ МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ «МОБИЛЬНЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ»
ПОСТУПИЛО ОТ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ О НЕСООТВЕТСТВИЯХ ПУНКТАМ «ЗОЛОТОГО СТАНДАРТА»
О НЕСОБЛЮДЕНИИ ПУНКТОВ «ЗОЛОТОГО СТАНДАРТА» ПОДТВЕРДИЛОСЬ
СОСТОЯЛОСЬ НА ТЕРРИТОРИИ СИТУАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Одной из значимых инноваций стал общественный контроль за ходом электронного голосования: в присутствии общественных наблюдателей и представителей СМИ ежедневно проходила сверка соответствия количества транзакций. По завершении голосования была проведена финальная проверка корректности всего объема полученных за дни голосования данных.
Еще одним новшеством выборов 2021 года стала уникальная система центров общественного наблюдения (ЦОН), созданная на базе общественных палат субъектов России. Все участники избирательного процесса, партии, их региональные отделения, кандидаты-одномандатники, а также общественные наблюдатели и просто заинтересованные граждане получили возможность в режиме реального времени наблюдать за ходом голосования в любой точке страны на площадках ЦОН. Это позволило не допускать и предупреждать возможные нарушения, а в случае их появления — вовремя их выявлять и принимать необходимые меры по их пресечению. Очень важно, что была обеспечена возможность перемотки записей с камер видеонаблюдения86.
4.2
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ГОЛОСОВАНИЕМ НА ВЫБОРАХ, В ТОМ ЧИСЛЕ ЗА РУБЕЖОМ
ОТМЕЧАЯ ЗНАЧИМОСТЬ И СЛОЖНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ, В ДЕКАБРЕ 2020 ГОДА КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ ПО ОБЩЕСТВЕННОМУ КОНТРОЛЮ ЗА ГОЛОСОВАНИЕМ ПРИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЕ ОБЪЯВИЛ О СТАРТЕ МАСШТАБНОЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ, В РАМКАХ КОТОРОЙ БЫЛО ПОДГОТОВЛЕНО 250 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК.
Для реализации масштабной задачи по обучению наблюдателей Общественная палата заключила соглашения с ведущими общероссийскими общественными организациями, такими как Ассоциация юристов России, Российский союз молодежи, Союз журналистов России, Ассоциация некоммерческих организаций «Независимый общественный мониторинг» и рядом других.
Наблюдателям дали базовые сведения об избирательном процессе, о тех требованиях, которые должны соблюдаться на избирательных участках, способах определения и фиксации фактов нарушений.
В течение всех дней голосования наблюдатели оценивали соответствие хода голосования и качества организации процесса на соответствие «Золотому стандарту».
«Золотой стандарт» — «чек-лист» из нескольких десятков контрольных пунктов, соблюдение которых общественные наблюдатели проверяли на избирательных участках, что позволило обеспечить максимальный контроль за ходом голосования и оперативно устранять нарушения.
«Золотой стандарт» активно использовался также и наблюдателями от политических партий и кандидатов. В рамках подготовки к наблюдению за выборами Общественная палата подписала соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с 37 общественными объединениями и 11 политическими партиями.
ИНФРАСТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ
ОБУЧЕНО В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ К ВЫБОРАМ
НАПРАВЛЕНО НА ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ В ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ
ВО ВСЕХ РЕГИОНАХ СТРАНЫ
ПОДПИСАЛИ СОГЛАШЕНИЯ С ОП РФ
Широкое распространение на прошедших выборах получили мобильные группы общественного наблюдения, которые проявили себя как действенный механизм согласования интересов и урегулирования конфликтных ситуаций на участках, а также оперативной проверки резонансных заявлений о нарушениях в ходе голосования.
Значимым шагом для упрощения и автоматизации процесса наблюдения на избирательных участках стал запуск Общественной палатой мобильного приложения «Мобильный наблюдатель»87. Вся заполненная наблюдателем в мобильном приложении информация о соблюдении «Золотого стандарта» автоматически поступала в Ситуационный центр Общественной палаты и оперативно обрабатывалась.
Важным направлением работы наблюдателей стала оценка доступности избирательных участков для людей с инвалидностью, ограниченными возможностями здоровья и маломобильных групп населения. По итогам проверки более 91% избирательных участков соответствовали необходимым требованиям доступности.
ДОСТУПНОСТЬ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ НАБЛЮДАТЕЛЯМИ СООТВЕТСТВИЯ УЧАСТКОВ КРИТЕРИЯМ ДОСТУПНОСТИ
МЛН ИЗБИРАТЕЛЕЙ
ИМЕЮТ ИНВАЛИДНОСТЬ
ТРЕБУЮТ ОСОБЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ
В тесном сотрудничестве с ЦИК России и МИД России Общественная палата организовала общественное наблюдение на избирательных участках за рубежом — в 51 стране было выдано 213 направлений нашим соотечественникам, которые контролировали прозрачность и законность электорального процесса.
В мониторинге избирательного процесса также приняли участие институциональные партнеры Общественной палаты — делегации экономических социальных советов из восьми стран, входящих в Международную ассоциацию экономических и социальных советов и схожих институтов (МАЭСССИ). Общественная палата продемонстрировала коллегам из других стран работу Ситуационного центра. Наибольший интерес иностранных экспертов в процессе мониторинга за голосованием вызвали темы, касающиеся организации выборов, функций и задач наблюдателей, сохранности избирательных бюллетеней.
Отдельным направлением международной деятельности палаты в этом году стало осуществление наблюдательных миссий в зарубежных странах. Несмотря на коронавирусные ограничения, наблюдатели Общественной палаты приняли непосредственное участие в наблюдении за парламентскими выборами в Киргизии, досрочными президентскими выборами в Казахстане и Сирии, досрочными парламентскими выборами в Армении и парламентскими выборами в Эфиопии.
4.3
КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ЗАКЛЮЧЕННЫХ
С 2008 ГОДА ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА ПРОВОДИТ РАБОТУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НОВЫХ СОСТАВОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ В МЕСТАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ (ОНК) В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 10 ИЮНЯ 2008 ГОДА № 76-ФЗ «ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В МЕСТАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ И О СОДЕЙСТВИИ ЛИЦАМ, НАХОДЯЩИМСЯ В МЕСТАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ».
Конституция Российской Федерации предоставляет содержащимся под стражей лицам, в отличие от осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления88.
В целях общественного контроля за реализацией указанных прав силами ОНК субъектов Российской Федерации было организовано общественное наблюдение за голосованием граждан, находящихся под стражей и желающих принять участие в выборах. Соответствующее соглашение было подписано в июне 2021 года между Координационным советом ОНК регионов, Координационным советом по общественному наблюдению за голосованием при Общественной палате и Советом общественных палат России. Практически во всех субъектах были созданы группы общественного наблюдения, которые в течение 3 дней голосования осуществляли наблюдение в учреждениях закрытого типа.
По итогам проведенных мероприятий общественные наблюдатели зафиксировали высокий уровень избирательной активности граждан, голосующих в местах принудительного содержания (более 98%) и закрытых медицинских учреждениях, каждому человеку была обеспечена возможность проголосовать тайно и безопасно с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических правил89.
В МЕСТАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ И ЗАКРЫТЫХ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВОСПОЛЬЗОВАЛИСЬ СВОИМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ ПРАВОМ В ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ — 2021
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В МЕСТАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ
ИНФРАСТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В МЕСТАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ
В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАБОТАЕТ ПЯТЫЙ СОСТАВ ОНК
МЕСТ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ В 13 СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОСУЩЕСТВЛЕНО ЧЛЕНАМИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ В 2021 ГОДУ
4.4
«ПЕРЕЗАГРУЗКА» ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ
НАРЯДУ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ПАЛАТАМИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ ПРИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ЯВЛЯЮТСЯ ОСНОВНЫМИ СУБЪЕКТАМИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ.
Общественная палата как ключевой институт формирования общественных советов взаимодействует и аккумулирует вокруг себя мнения, предложения и инициативы лидеров общественных организаций, социальных групп и органов власти для того, чтобы формируемые при ее участии общественные советы становились эффективными рабочими площадками по учету и обеспечению баланса различных общественных, профессиональных интересов, по защите прав граждан, которые необходимо учитывать федеральным органам исполнительной власти при принятии социально значимых государственных решений.
С 2018 года Общественная палата вела масштабную работу по «перезагрузке» деятельности общественных советов при федеральных органах исполнительной власти. Сегодня эта работа практически завершена, в соответствии с единым стандартом, утвержденным Общественной палатой, сформированы все 50 общественных советов при ФОИВ, находящихся в ведении Правительства России90.
В 2021 году впервые было принято решение о подготовке рейтинга общественных советов по ряду критериев открытости и эффективности, и прежде всего с точки зрения продвижения советами народной повестки — отвечает ли их работа актуальным запросам граждан.
Общественная палата рассчитывает, что результаты рейтинга инициируют здоровую конкуренцию, активизируют деятельность советов, изменят отношение отстающих к организации обратной связи с гражданами и в этой конкуренции общественный контроль будет эффективно развиваться.