6.1
ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕЙТИНГОВ И СТАНДАРТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ, НАУЧНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ
ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ НАГЛЯДНО ПРОДЕМОНСТРИРОВАЛА, ЧТО НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЕЙ В СИТУАЦИИ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА СЕГОДНЯ ОСТАЕТСЯ ГОСУДАРСТВО.
Сохранение государственного суверенитета — это комплексная задача, которая относится не только к защите государственной и территориальной целостности, предотвращению любой возможной военной агрессии против России, но и к формированию независимой национальной политики в сфере науки, образования и культуры, в тех сферах общественной жизни, которые являются ключевыми для достижения национальных целей развития страны.
Объявление 2021 года в соответствии с Указом Президента России Годом науки и технологий стало важным шагом и знаком поддержки со стороны государства российского научного сообщества. Этот шаг стал частью комплексной государственной политики в области научно-технологического развития страны, обеспечения независимости и конкурентоспособности, которые сегодня зависят от уровня научно-технологического развития и квалификации кадров. В рамках Года науки и технологий было проведено более 4 тысяч мероприятий по популяризации науки, вовлечению молодежи в научно-исследовательскую деятельность, был запущен ряд знаковых инфраструктурных проектов, связанных с развитием базы для проведения научных исследований в стране.
Перед научным сообществом страны в обновленной в 2021 году программе научно-технического развития к 2030 году120 поставлена амбициозная задача занять в мировом рейтинге седьмое место в мире по объему научных исследований и разработок.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА В РОССИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И ПРОЕКТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА И ПОВЫШЕНИЕ ЗНАЧИМОСТИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РОССИИ:
При этом сегодня доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП к 2030 году, согласно программе научно-технического развития, составит только 1,64%, что, по мнению экспертного сообщества, является недостаточным.
Характеризуя состояние кадровых ресурсов для пополнения научно-исследовательского корпуса страны, необходимо отметить, что в 2019 году в России было 84,3 тысячи аспирантов, что в 1,8 раза меньше, чем в 2010. Снизилась и эффективность аспирантуры: в вузах доля аспирантов, выпустившихся с защитой кандидатских диссертаций, уменьшилась с 30,3 до 10,4% от общего количества выпускников аспирантуры121.
Среди причин сохранения низкой продуктивности развития и совершенствования российской науки выделяются: низкая востребованность отечественного сектора исследования и разработок со стороны других секторов экономики, отсутствие коммерческого спроса на результаты научной деятельности, слабое привлечение молодых научных кадров и ученых, отсутствие комплексного мониторинга результативности научной деятельности, неприменение механизма экспертизы научных и научно-технических результатов, недостаточный уровень научных публикаций122.
Необходимость совершенствования системы научных публикаций, от которых зависит в том числе и научный авторитет нашей страны на международном уровне, обсуждается на государственном уровне уже не первый год. По мнению депутатов Государственной Думы, формализованные оценки научных публикаций приводят к финансированию, которого недостаточно для эффективного развития науки123.
Публикационная активность и цитируемость научных деятелей является одним из показателей, по которым выстраивается рейтингование научных сотрудников и учреждений во всем мире. В России существует своя библиографическая база данных научных публикаций — Российский индекс научного цитирования (РИНЦ). В РИНЦ аккумулированы более 12 млн публикаций российских авторов с открытым бесплатным доступом к материалам. По показателям РИНЦ проводится оценка результативности и эффективности деятельности научно-исследовательских организаций, ученых, уровень научных журналов124.
Несмотря на то что российские научные и образовательные учреждения включены в списки международных рейтингов и полностью отвечают мировым образовательным стандартам, их доля в публикуемых рейтингах достаточно мала. За время реализации государственной программы повышения международной конкурентоспособности российских вузов «5−100» число российских университетов, входящих в публикуемую часть рейтингов, увеличилось более чем в три раза. Ставка на глобальные рейтинги университетов заставила российские вузы задуматься о необходимости позиционировать себя в глобальном академическом пространстве. Однако сами рейтинги как инструмент продолжают вызывать много споров в российской научной и экспертной среде как с точки зрения применяемой методологии, так и с точки зрения субъективного характера отдельных оценок.
Сегодня вузовское и научное сообщество России, по мнению Общественной палаты, сталкивается с проблемой объективной оценки качества национальной образовательной и научной сферы. Международные базы цитирования до сих пор являются ключевым фактором оценки эффективности деятельности российских университетов и ученых. Это не вызывает вопросов, когда речь идет о естественно-научной сфере, но другое дело, когда российские ученые говорят о исторических, политических, социологических науках. Международное рейтингование российских научных исследований в области гуманитарных наук поднимает вопросы политической субъективности и ангажированности рейтинговых агентств125.
В рамках Российского профессорского форума-2021 «Наука и технологии в XXI веке: тренды и перспективы» секретарь Общественной палаты Л.Ю. Михеева предложила изменить подход к системе рейтингования высших учебных заведений и научных учреждений России. По мнению секретаря Палаты, в таких рейтингах нужно уходить от учета публикаций, выпущенных за рубежом126.
Проблемы развития собственной рейтинговой системы в российской науке, влияние рейтингов вузов и публикаций в международных системах цитирования на национальную политику в области высшего образования, а также вопросы сохранения значимости русского языка в научных публикациях подробно обсуждались на мероприятиях Общественной палаты в 2021 году.
В 2021 году Общественной палатой отмечается существенное сокращение веса русского языка в мировом научном пространстве. Наблюдается уменьшение объемов научной информации и коммуникации на русском языке, интенсивности обмена этой информацией, численности участников этой коммуникации — производителей и потребителей научного контента на русском языке.
Это приводит и к сокращению пространства бытования русскоязычной научной картины мира — спектра идей и смыслов, систем терминов и понятий, открытий и гипотез, сформулированных на русском языке, изобретений и технологий, разработанных в ходе исследований на русском языке.
Общественная палата подчеркивает необходимость обеспечения сохранения русскоязычного научного пространства как важнейшей части стратегии по укреплению суверенитета страны.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ ПО СОХРАНЕНИЮ РУССКОЯЗЫЧНОГО НАУЧНОГО ПРОСТРАНСТВА
УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ, ИНДЕКСИРУЕМЫХ В ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЦИТИРОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ИНДЕКС НАУЧНОГО ЦИТИРОВАНИЯ (РИНЦ)»
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ РУССКОЯЗЫЧНЫХ НАУЧНЫХ ЖУРНАЛОВ, ВКЛЮЧАЯ ИХ ПРОДВИЖЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНДЕКСАХ ЦИТИРУЕМОСТИ, В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «НАУКА»
СОЗДАНИЕ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ С СЕРВИСАМИ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕВОДА И ТЕХНОЛОГИЕЙ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ ПО ТЕХНОЛОГИИ БЛОКЧЕЙН
СОЗДАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПЕРЕВОДА И РЕДАКТИРОВАНИЯ НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ
ПОВЫШЕНИЕ ПРИОРИТЕТА ПУБЛИКАЦИЙ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ В РОССИЙСКИХ ЖУРНАЛАХ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ О ВКЛЮЧЕНИИ КАНДИДАТА В ЧЛЕНЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА
РАЗРАБОТКА ДОЛГОСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ СОВМЕСТНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ МЕЖДУНАРОДНЫМИ КОЛЛЕКТИВАМИ УЧЕНЫХ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ДРУГИХ СТРАН СНГ
ВКЛЮЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО КНИГООБМЕНА КАК ВАЖНОГО ИСТОЧНИКА ПОПОЛНЕНИЯ ФОНДОВ БИБЛИОТЕК В ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ ВЕДУЩИМ НАУЧНЫМ БИБЛИОТЕКАМ РОССИИ
СТИМУЛИРОВАНИЕ ПУБЛИКАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ АСПИРАНТОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ (АДЪЮНКТУРЕ)
В рамках совершенствования научно-технической политики страны в июне 2021 года в Государственную Думу был внесен законопроект № 1191150−7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»127. Изменения предусматривают совершенствование правового регулирования формирования и ведения единой государственной информационной системы учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, а также создания единого реестра конечных получателей средств государственной поддержки инновационной деятельности.
Общественная палата в рамках общественной экспертизы одобрила законопроект, отметив его своевременность и актуальность поставленных целей по совершенствованию системы государственной поддержки инновационной деятельности.
В рамках Года науки и технологий в октябре 2021 года в Общественной палате прошел масштабный международный Форум популяризаторов науки стран БРИКС128. В течение двух дней ученые, экономисты, журналисты и общественные деятели обсуждали увеличивающуюся роль науки в решении глобальных проблем человечества, значение популяризации науки для гуманистического, научно-технологического и экономического развития государств. Общественная палата, отметив остроту дискуссии в обществе относительно роли просвещения для развития государства и отношения к нему общества, подчеркнула, что сегодня необходимо открытое обсуждение проблем популяризации научной деятельности на общероссийском и международном уровне.
6.2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНОГО, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ НАПРАВЛЕНО НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТИЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИИ. ОДНУ ИЗ ЗНАЧИМЫХ РОЛЕЙ В ДОСТИЖЕНИИ ДАННЫХ ЦЕЛЕЙ ИГРАЮТ РОССИЙСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ, НА КОТОРЫЕ ВОЗЛОЖЕНА ЗАДАЧА УВЕЛИЧЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА.
На достижение целей научно-технологического развития страны направлен новый национальный проект, запущенный Правительством России в 2021 году, — «Наука и университеты», в котором объединены мероприятия национального проекта «Наука» с мероприятиями национального проекта «Образование» в части высшего образования129.
В Год науки и технологий в рамках нацпроекта была проведена большая работа, на середину ноября реализовано 60 мероприятий из 66 запланированных до конца года. Запущена работа по созданию межвузовских кампусов мирового уровня, которые станут мощными точками роста науки, образования и инноваций, ведется работа по поддержке молодых ученых, идет формирование инфраструктуры высшего образования, активно развиваются экспедиционные исследования130.
По плану проекта к 2030 году Россия должна выйти в число пяти ведущих государств по разработкам в приоритетных областях технологического развития. Предусматривается увеличение участия университетов в развитии экономики страны и сдвиг их исследований в сторону технологического развития131. Реализация нацпроекта позволит обеспечить доступность качественного высшего и дополнительного образования и увеличить привлекательность карьеры в сфере науки и высшего образования132.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «НАУКА И УНИВЕРСИТЕТЫ»
РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА РЕАЛИЗАЦИЮ НАЦПРОЕКТА «НАУКА ИУНИВЕРСИТЕТЫ» НА 2022−2024 ГОДЫ ЗАПЛАНИРОВАНЫ В РАЗМЕРЕ БОЛЕЕ 410 МЛРД РУБЛЕЙ. В 2022 ГОДУ ОНИ МОГУТ СОСТАВИТЬ БОЛЕЕ 121 МЛРД РУБЛЕЙ, В 2023 — 150 МЛРД 433,5 МЛН РУБЛЕЙ, В 2024 — 139 МЛРД 111 МЛН РУБЛЕЙ
ПО СРАВНЕНИЮ С ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОМ О БЮДЖЕТЕ НА 2021 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022—2023 ГОДОВ ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТА «НАУКА И УНИВЕРСИТЕТЫ» В 2022 ГОДУ УВЕЛИЧЕНО ПОЧТИ НА 6 МЛРД РУБЛЕЙ, В 2023 ГОДУ — ПОЧТИ НА 14 МЛРД РУБЛЕЙ, В 2024 ГОДУ ПЛАНИРУЕТСЯ ПРОИЗВЕСТИ УВЕЛИЧЕНИЕ БОЛЕЕ ЧЕМ НА 11 МЛРД РУБЛЕЙ
В 2022 ГОДУ
В 2023 ГОДУ
В 2024 ГОДУ
Свои предложения по корректировке национального проекта «Наука и университеты» сформулировали члены Координационного совета по национальным проектам и народосбережению при Общественной палате.
В рамках дальнейшего совершенствования нацпроекта Общественная палата предложила создание при предприятиях промышленности молодежных и студенческих конструкторских бюро, расширение состава участников нацпроекта за счет научных и инновационных организаций, развитие научно-технологических центров, привлечение молодежи к решению наукоемких задач, ряд мер по поддержке преподавателей, а также новые формы проектного обучения.
Заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко поручил ответственным ведомствам проработать предложения Общественной палаты133.
На развитие научного, образовательного и инновационного потенциала университетов направлена и новая программа стратегического академического лидерства российских университетов до 2030 года «Приоритет-2030», реализация которой началась в июне 2021 года134. Цель программы — сформировать широкую группу университетов, которые станут лидерами в создании нового научного знания, технологий и разработок для внедрения в российскую экономику и социальную сферу135.
Комиссия Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по отбору участников программы «Приоритет-2030» из 187 программ развития вузов определила 106 вузов, которые стали участниками программы. Количество университетов — участников программы «Приоритет-2030» значительно выше, чем в ранее запущенных программах: национальные исследовательские университеты — 29 университетов, федеральные университеты — 10 университетов, программа Проект «5−100» — 21 университет-участник.
Стоит дополнительно отметить, что в программе «Приоритет-2030» не учитывались международные рейтинги и публикации. На смену целевому попаданию в международные рейтинги пришли инструменты, которые будут формировать развитие вузов136.
Реализация программы приведет к повышению научно-образовательного потенциала университетов и научных организаций, что повысит доступность высшего образования в различных регионах страны, позволит готовить востребованных специалистов, а также активно развивать и внедрять высокие технологии в социально-экономическую сферу, что будет содействовать эффективному использованию человеческого капитала и повышению качества жизни населения в целом.
ПРОГРАММА «ПРИОРИТЕТ-2030»
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ «ПРИОРИТЕТ-2030» — К 2030 ГОДУ СФОРМИРОВАТЬ В РОССИИ БОЛЕЕ 100 ПРОГРЕССИВНЫХ СОВРЕМЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ — ЦЕНТРОВ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
ВКЛЮЧАЯ
ВКЛЮЧАЯ
ДОЛЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ — 39%
ДОЛЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ — 75%
Общественная палата отмечает, что задачи инновационного, прорывного развития предполагают существенные изменения в системе подготовки профессиональных кадров во всех отраслях образования. Ключевыми подходами к организации образовательной деятельности сегодня становятся практико-ориентированность и модульность, которые позволяют сформировать обучающемуся персонализированный набор компетенций.
Членами Общественной палаты отмечена положительная роль в совершенствовании действующего механизма применения профессиональных стандартов в сфере профессионального образования Федерального закона от 26 мая 2021 года № 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”», вступившего в силу 1 сентября 2021 года.
Учитывая значимость использования потенциала российских университетов в достижении национальных целей развития, Общественная палата направила в Министерство науки и высшего образования рекомендации о цифровизации гуманитарного образования.
По мнению членов Общественной палаты, гуманитарное образование на сегодняшний день столкнулось с двумя основными вызовами:
- необходимостью внедрения в подготовку специалистов гуманитарного профиля образовательных компонентов по новым интеллектуальным технологиям в сфере профессиональной деятельности;
- потребностью в обновлении и совершенствовании тех образовательных программ гуманитарной направленности, которые готовят специалистов, непосредственно участвующих в разработке и производстве инновационных технологий.
Важнейшие направления развития в исследованиях и разработках таких технологий связаны с появлением специалистов в области анализа языковых данных методами точных наук, на внедрение в гуманитарное образование которых Общественная палата рекомендует обратить особое внимание.
Российское образование и наука сегодня становятся драйвером в технологическом, экономическом, инновационном и социальном развитии страны. Общественная палата уверена, что реализация государственной стратегии, направленной на повышение научного, образовательного и культурного потенциала нашей страны, позволит эффективно решать все проблемы российского общества.