2.1
СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА КАК НОВЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ ИНСТИТУТЫ
СЕГОДНЯ ПРОЦЕСС ГЛОБАЛЬНОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОХВАТИЛ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ВИДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ СФЕРАХ. ЭФФЕКТЫ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНИЦИИРУЮТ СЕТЕВУЮ ЛОГИКУ ИЗМЕНЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ, КАРДИНАЛЬНО МЕНЯЯ НЕ ТОЛЬКО ВОЗМОЖНОСТИ КОММУНИКАЦИИ, НО И САМУ СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, КОТОРАЯ СТАНОВИТСЯ БОЛЕЕ ГИБКОЙ, ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ, НЕПРЕРЫВНО ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ. ЯРКИМ ПРИМЕРОМ ТАКИХ МАСШТАБНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ СТАЛО АКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ СЕТЕВЫХ СООБЩЕСТВ В РОССИИ И В МИРЕ.
Общественная палата, отмечая потенциал и возрастающее влияние, которое сегодня оказывают на общество сетевые структуры и коммуникативные практики, в своей работе максимально широко взаимодействует с различными сообществами граждан в сети Интернет, сотрудничает с ними, помогает в реализации различных общественных инициатив и стремится донести те значимые социальные сигналы, которые формируются в таких дискуссиях, до органов государственной власти. Среди таких сообществ — объединения волонтеров, экоактивистов, родителей, автомобилистов и другие группы, занимающиеся обсуждением социально значимых вопросов жизни общества.
Часто такие самоорганизующиеся сообщества, возникающие во многом стихийно, переходят из виртуального пространства в офлайн-формат в виде традиционных общественных организаций и объединений.
В ДЕНЬ ТРАТИТ КАЖДЫЙ ТРЕТИЙ РОССИЯНИН НА СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И МЕССЕНДЖЕРЫ
Примером такого сетевого сообщества является движение «Родители Москвы». Его деятельность началась в 2020 году с создания телеграм-канала родителей московской школы для обсуждения проблемы перехода на дистанционное обучение. В связи с актуальностью поднятой темы число представителей сообщества значительно выросло, в него стали вступать родители всего города43. Сегодня «Родители Москвы» — общественное движение, занимающееся наиболее острыми вопросами организации образования в России.
Движение приняло активное участие в обсуждении проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения об осуществлении просветительской деятельности», которое состоялось в Общественной палате 22 июля 2021 года.
Примеров эффективного взаимодействия сетевых сообществ и органов государственной власти сегодня становится все больше. Региональные форумы активных граждан «Сообщество» показали, что власть на различных уровнях научилась не только слушать, но и слышать общественных активистов в социальных сетях. Социальные сети постепенно стали восприниматься органами власти одной из ключевых коммуникативных платформ, на которых в реальном времени формируется общественная оценка их деятельности.
В связи с этим необходимо отметить эффективную работу созданных по поручению Президента России44 центров управления регионами (ЦУР) по организации онлайн-взаимодействия граждан и чиновников. В конце 2020 года центры были созданы во всех субъектах Российской Федерации. Реализация этого масштабного проекта позволила в оперативном режиме отрабатывать проблемные обращения жителей по всем направлениям, связанным с жизнью региона, формировать аналитические материалы, характеризующие социально-экономическую ситуацию, и — главное — принимать обоснованные управленческие решения с учетом социального запроса граждан.
БЫЛО ОТРАБОТАНО ЦЕНТРАМИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАМИ В 2021 ГОДУ
Отмечая, что в России в условиях цифровой модернизации интернет-пространство является той территорией, в рамках которой оформляются и институты гражданского общества нового типа, Общественная палата обращает внимание на отставание законодательства в сфере регулирования правовых отношений между государством и сетевыми сообществами, между сетевыми сообществами и отдельными гражданами.
2.2
ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН И ИНТЕРЕСОВ ОБЩЕСТВА В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ
УСКОРЯЮЩАЯСЯ ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВСЕХ СФЕР ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ФОРМИРУЕТ ЗАПРОС НА СОЗДАНИЕ БЕЗОПАСНОЙ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ, В КОТОРОЙ ПРАВА ГРАЖДАН И ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА БУДУТ НАХОДИТЬСЯ ПОД ЗАЩИТОЙ45.
В конце 2020 года Президент России поручил Правительству России и Совету по развитию гражданского общества и правам человека разработать проект концепции защиты прав человека в цифровом пространстве. Глава государства подчеркнул, что нельзя принимать решения и документы в сфере искусственного интеллекта, в сфере цифровой экономики без создания необходимой нормативной базы, связанной с обеспечением интересов и прав граждан.
Общественная палата в 2021 году активно включилась в процесс общественного обсуждения проблем правового регулирования цифрового пространства в целях консолидации позиции граждан и выработки предложений, способствующих повышению уровня их защищенности.
С широким привлечением представителей органов государственной власти, экспертного и научного сообщества, представителей общественных объединений и сетевых сообществ проходило обсуждение вопросов защиты персональных данных. Эксперты отметили, что сегодня большинство российских граждан не обладают возможностями по защите своих персональных данных в цифровом пространстве46. В этой сфере необходима помощь государства, в том числе в части применения необходимых мер по отношению к операторам персональных данных, которые допускают их утечку.
Государственная Дума Российской Федерации VIII созыва в рамках первого заседания Комитета по информационной политике отметила перспективность и востребованность предложений Общественной палаты в области законодательных инициатив в сфере правового регулирования интернет-пространства, защиты прав российских пользователей, противодействия фейковой информации47.
Важной темой для Общественной палаты в 2021 году стал феномен роста числа преступлений, совершенных в сети Интернет. Общественники подняли вопрос о распространяющихся случаях обмана при сборе средств на благотворительные цели посредством социальных сетей и на фейковых сайтах благотворительных фондов. Реагируя на это обращение, Общественная палата после детального обсуждения направила свои рекомендации уполномоченным ведомствам с целью увеличения эффективности противодействия интернет-мошенничеству в сфере благотворительности.
В целях противодействия мошенничеству и нарушению прав граждан также были выработаны предложения по обеспечению безопасности гражданского оборота недвижимости в цифровой среде. На итоговом форуме «Сообщество» были представлены методические материалы, включающие в том числе вопросы защиты прав и законных интересов собственников в эпоху цифровизации.
Одной из важных задач в наступившей цифровой эпохе является профилактика «социальной исключенности» в цифровой среде для людей старшего возраста и инвалидов. Они часто становятся жертвами финансовых мошенников, а их доступ к услугам банков ограничен недостаточными познаниями в сфере цифровых технологий. Для преодоления сложившейся ситуации Общественной палатой совместно с Банком России разработаны инициативы по использованию биометрических персональных данных инвалидов при совершении ими финансовых операций, установлению дополнительных нормативных требований к финансовым организациям по предотвращению финансовых потерь социально незащищенных категорий граждан, а также по назначению представителей в целях подтверждения совершения финансовых операций48.
КАК ПОКАЗЫВАЮТ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ
УВЕРЕНЫ, ЧТО НЕ СМОГУТ ЗАЩИТИТЬ СВОИ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ В СЕТИ
ЕДИНСТВЕННОЙ ИНСТАНЦИЕЙ, НА КОТОРУЮ ОНИ МОГУТ ПОЛОЖИТЬСЯ, ПО-ПРЕЖНЕМУ ЯВЛЯЕТСЯ ГОСУДАРСТВО. С ЭТИМ СОГЛАСНЫ
ПО УТВЕРЖДЕНИЮ РЕСПОНДЕНТОВ, ОБЕСПЕЧИТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В ИНТЕРНЕТЕ ДОЛЖНЫ ВЛАДЕЛЬЦЫ САЙТОВ, ПРОВАЙДЕРЫ СЕРВИСОВ И ГОСУДАРСТВО
Значимой проблемой, над которой Общественная палата продолжила работу в 2021 году, стала информационная безопасность детей в сети Интернет. Отмечая внимание Президента России49 к этой важной для общества теме, Общественная палата провела широкое общественное обсуждение этой проблемы. В рекомендациях уполномоченным органам власти Общественная палата отметила, что существующие механизмы не позволяют быстро реагировать и устранять деструктивный контент в сети, подчеркнув, что для формирования критериев определения социально опасного контента необходима организация межведомственного взаимодействия с привлечением представителей экспертных структур.
Продолжением этой работы стала публикация в июне 2021 года «Меморандума родительской общественности о защите детей в сети Интернет и социальных сетях», который Общественная палата подготовила в тесном взаимодействии с общественными организациями. Меморандум призывает власти принять системные меры противодействия опасному контенту и ввести возрастную идентификацию детей в сети Интернет и социальных сетях.
В сентябре 2021 года крупнейшие российские интернет-компании, медиахолдинги и телеком-операторы подписали хартию о безопасности детей в Интернете50. Общественная палата положительно оценила подписание хартии, подчеркнув, что без участия в регулировании данного вопроса организаций, которые непосредственно модерируют интернет-контент, невозможно бороться с противоправными материалами51.
2.3
БОРЬБА С ФЕЙКАМИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
С РАЗВИТИЕМ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ И УВЕЛИЧЕНИЕМ ВЛИЯНИЯ ИНТЕРНЕТА НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ВОЗРОСЛО КОЛИЧЕСТВО ЛОЖНОЙ, ИСКАЖАЮЩЕЙ РЕАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ. СЕГОДНЯ В РОССИИ БОРЬБА С ФЕЙКАМИ — ПУБЛИКАЦИЕЙ ЗАВЕДОМО ЛОЖНЫХ, СФАБРИКОВАННЫХ «ФАКТОВ» В ИНТЕРНЕТЕ ПО РЯДУ ЗНАЧИМЫХ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА ТЕМ — СТАНОВИТСЯ ПРОБЛЕМОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Эксперты Общественной палаты отмечают, что фейки чаще всего возникают вокруг каких-то ключевых событий, таких как чрезвычайная ситуация или стихийные бедствия, пандемия или крупные внутриполитические события.
Одной из тем, породившей огромное количество фейков, стала вакцинация и профилактика COVID-19. Гражданские активисты и общественные организации неоднократно высказывали озабоченность данной проблемой на площадке Общественной палаты. Ответом стал запуск специального интернет-проекта «АнтиФейкКовид», в рамках которого любой желающий мог сообщать о подозрениях на очередную дезинформацию про болезнь и меры борьбы с ней. Все сообщения были проверены, и по итогам проверки были даны подробные разъяснения52.
В создании безопасной информационной среды заинтересованы и представители бизнеса. В октябре 2021 года российские IT-компании, медиахолдинги и издания подписали меморандум о борьбе с недостоверной информацией в Интернете53. Борьба с фейками будет вестись в блогах, новостных агрегаторах, родительских чатах и иных информационных ресурсах. Компании разработают совместную стратегию верификации и удаления недостоверной информации.
В Общественной палате отметили, что подписание данного меморандума сделает процесс фактчекинга более прозрачным благодаря тому, что будут выработаны единые правила данного процесса.
ФЕЙКИ ЗА ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ 2021 ГОДА
РЕЙТИНГ САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ ТЕМ ДЛЯ ФЕЙКОВ В РОССИИ ПО ВЕРСИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ И ЛИГИ БЕЗОПАСНОГО ИНТЕРНЕТА
ФЕЙКИ О ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ
ФЕЙКИ О СТРЕЛЬБЕ В ШКОЛАХ И НА УЛИЦАХ
ВОЕННЫЕ ФЕЙКИ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФЕЙКИ (ИНОАГЕНТЫ И Т.П.)
НЕЗАКОННЫЕ ПРОТЕСТНЫЕ АКЦИИ
ПРОИСШЕСТВИЯ (ВЗРЫВЫ, ПОЖАРЫ И Т.Д.)
ФИНАНСОВЫЕ ФЕЙКИ
КИБЕРВОЛОНТЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ ВМЕСТЕ С МОБИЛЬНЫМИ ГРУППАМИ ЛИГИ БЕЗОПАСНОГО ИНТЕРНЕТА ЗАФИКСИРОВАЛИ ПОРЯДКА 69 300 ФЕЙКОВ ЗА ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ 2021 ГОДА, ЭТО В ДВА РАЗА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЗА ВЕСЬ 2020 ГОД
КОРОНАВИРУС (ВКЛЮЧАЯ ЛОКДАУН)
ВЫБОРЫ
ВАКЦИНАЦИЯ
2.4
НОВЫЕ МЕДИА: ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ЛИДЕРСТВА
СЕГОДНЯ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КОНКУРИРУЮТ НА РАВНЫХ С ТРАДИЦИОННЫМИ СМИ. ВЫИГРЫВАЯ У НИХ В СКОРОСТИ КОММУНИКАЦИЙ, ОНИ ВО МНОГОМ ОПРЕДЕЛЯЮТ СОЦИАЛЬНУЮ, ОБЩЕСТВЕННУЮ И ПОЛИТИЧЕСКУЮ ПОВЕСТКУ ДНЯ, СОЗДАЮТ НОВОСТНЫЕ ПОВОДЫ, ГЕНЕРИРУЮТ ОБСУЖДЕНИЯ (ТРЕДЫ) ЛЮБЫХ ВОЗМОЖНЫХ ТЕМ, ЧТО ДЕЛАЕТ ПОВСЕДНЕВНУЮ ЖИЗНЬ МАКСИМАЛЬНО ПРОЗРАЧНОЙ И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ СИЛЬНО УЯЗВИМОЙ.
В условиях пандемии использование прямых каналов коммуникации с населением стало важным условием организации борьбы с коронавирусной инфекцией. В 2020—2021 годах наряду с активизацией каналов традиционных способов взаимодействия общества и власти массово появились такие форматы коммуникаций, как горячие линии, колл-центры, каналы оперативных штабов по коронавирусу, активная работа велась в социальных сетях, где главы регионов и представители власти стали регулярно организовывать стримы для прямого общения с гражданами54.
До конца 2021 года в России во всех регионах появится еще один инструмент, который позволит сделать взаимодействие граждан и государства еще более эффективным, — единая платформа обратной связи. С ее помощью жители нашей страны также смогут обратиться с жалобой или вопросом в уполномоченные органы власти. Платформа создана в рамках национальной программы «Цифровая экономика»55.
Общественная палата во взаимодействии с гражданами и общественными организациями активно использует ресурсы и инструменты, предоставляемые «новыми медиа». Это позволяет не только транслировать позицию Палаты всем заинтересованным общественным группам, но и обеспечивать эффективную обратную связь, использовать сетевые ресурсы как инструмент оперативного мониторинга изменений в обществе, быстро реагировать на общественные инициативы и адресно доводить консолидированную точку зрения гражданского общества до органов государственной власти всех уровней.
Ежегодно в Общественную палату по всем каналам коммуникаций поступает более 15 000 обращений граждан, общественных организаций и объединений.
В 2021 году Общественная палата концептуально обновила свою работу во всех популярных в России социальных сетях. Сегодня официальный телеграм-канал Общественной палаты в режиме реального времени публикует актуальные новости о ее деятельности, мнения и комментарии членов Палаты о важных и резонансных событиях, происходящих в стране и затрагивающих сферу гражданского общества. С начала этого года постоянная аудитория канала увеличилась с 1000 до 22 000 подписчиков.
Члены Общественной палаты, отвечая на вызовы и требования новой цифровой эпохи, активно взаимодействуют с гражданами в таких социальных сетях, как ВКонтакте, Instagram, Facebook, Одноклассники. Набирают популярность и собственные телеграм-каналы членов Палаты, которые освещают различную социальную проблематику: развитие цифровых технологий и борьбу с недостоверной информацией в Интернете, деятельность организаций гражданского общества, представителями которых они являются, развитие экономики, вопросы развития некоммерческого сектора, процесс выборов в России. Быстрый рост числа подписчиков, активные дискуссии наблюдаются в канале «Кристалл роста», посвященном выходу одноименной книги56.
Один из членов Общественной палаты применяет в своей работе TikTok — на платформе развивается канал, посвященный этническим меньшинствам России и удивительным фактам, связанным с культурой и историей многонационального российского народа. Аккаунт набирает популярность среди молодежи, количество просмотров отдельных роликов достигает несколько сотен тысяч, а сама страница насчитывает более 94 000 подписчиков.
УВЕЛИЧИЛАСЬ ПОСТОЯННАЯ АУДИТОРИЯ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛА ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ В 2021 ГОДУ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ HTTPS://T.ME/OPRF_OFFICIAL
Традиционно большое внимание в 2021 году Общественная палата уделяла работе по развитию цифровых компетенций представителей общественных палат субъектов Российской Федерации. В рамках серии проектных семинаров в мастерской управления «Сенеж» члены Общественной палаты делились с коллегами из регионов лучшими практиками медиаактивности в цифровой среде. Общественная палата отмечает, что использование новых цифровых коммуникаций во взаимодействии с гражданами нашей страны становится неотъемлемой частью ежедневной деятельности региональных общественных палат.
Стоит отметить, что развитие сетевых и горизонтальных форм взаимодействия в обществе изменило представления и о лидерстве в общественном секторе. В сетевых сообществах сегодня любой человек имеет право быть лидером, и почти любой может им стать.
Общественная палата, активно взаимодействуя с гражданским обществом, стремится создавать все условия для выявления и поддержки лидерского потенциала человека, понимая, что за каждыми, даже самыми небольшими, изменениями в обществе стоят конкретные люди, которые взяли на себя труд писать письма, жертвовать деньги, объединять граждан и защищать их интересы. Эти люди являются точками роста и кристаллизации гражданского общества.
2.5
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ
РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ БУДЕТ ПРОХОДИТЬ ПОД ЗНАКОМ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ, ОБ ЭТОМ ГОВОРЯТ СЕГОДНЯ И ЭКСПЕРТЫ, И ПРЕДСТАВИТЕЛИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ. ШИРОКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОКАЗАЛИСЬ ВОСТРЕБОВАНЫ ПРАКТИЧЕСКИ ВО ВСЕХ СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. ОСОБАЯ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ЭПОХУ ДОМИНИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОХРАНИТСЯ ЗА НЕКОММЕРЧЕСКИМ СЕКТОРОМ.
По мнению экспертов Общественной палаты, необходимо активнее внедрять цифровые инструменты в повседневную практику некоммерческих организаций для того, чтобы они отвечали актуальным запросам российского общества57. Сегодня цифровизация не только является признаком развитости и конкурентоспособности НКО, но и постепенно становится необходимым условием их выживания и конкурентоспособности. Активная цифровизация в сфере государственного управления и в бизнес-сфере формирует в отношении НКО определенные ожидания со стороны тех, с кем активно взаимодействует некоммерческий сектор, и эти ожидания соответствия глобальному тренду цифровизации являются новым вызовом к цифровой трансформации для НКО.
Согласно исследованиям, среднее значение индекса цифровых компетенций российских НКО в 2021 году составило 2,1 балла из 10 возможных, что всего на 0,4 балла выше по сравнению с 2019 годом58.
Еще одним важным аспектом, который окажет влияние на развитие гражданского общества в цифровую эпоху, является повсеместное внедрение технологий искусственного интеллекта. Такая цифровая трансформация, основанная на развитии искусственного интеллекта и анализа больших данных, будет осуществлена в России в ближайшее десятилетие, что позволит повысить благополучие и качество жизни граждан нашей страны59.
Не менее значимым аспектом в вопросе развития искусственного интеллекта и внедрения его технологий в развитие общества является применение этических норм в данной сфере. Учитывая скорость внедрения технологий искусственного интеллекта и их значимость для развития всех сфер общества, Общественная палата приняла участие в обсуждении вопросов регулирования этических принципов в контексте развития новых технологий, в том числе разработки кодекса этики искусственного интеллекта60. По мнению Общественной палаты, кодекс не должен носить рекомендательный характер, а в основе всех цифровых разработок должно лежать сохранение права свободы воли.
В конце октября 2021 года в рамках I Международного форума «Этика искусственного интеллекта (ИИ): начало доверия» кодекс этики искусственного интеллекта был подписан ведущими российскими IT-компаниями. Документ, по оценкам экспертов, стал фильтром цифровой безопасности и устойчивого развития будущего, дал старт добровольному саморегулированию компаний, занимающихся разработками в этой сфере, и внедрению механизмов взаимодействия между человеком и искусственным интеллектом.
СТРАТЕГИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ДО 2024 ГОДА
В СЕНТЯБРЕ 2021 ГОДА В РЕГИОНАХ НАШЕЙ СТРАНЫ БЫЛИ УТВЕРЖДЕНЫ СТРАТЕГИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ДО 2024 ГОДА. СТРАТЕГИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ УТВЕРЖДАЮТ ПРОВЕДЕНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЗНАЧИМЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СФЕР
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПОЗВОЛИТ ОПТИМИЗИРОВАТЬ ПРОЦЕССЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СФЕРАХ, ЧТО СТАНЕТ ПРИЧИНОЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ, ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ, РОСТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА
2.6
ЦИФРОВАЯ ПОВЕСТКА ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РОССИИ В МАЭСССИ
НЕСМОТРЯ НА НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, СВЯЗАННЫЕ С ПАНДЕМИЕЙ, В 2021 ГОДУ ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА ПРОДОЛЖИЛА УДЕЛЯТЬ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ ВЫСТРАИВАНИЮ ДРУЖЕСКИХ И КОНСТРУКТИВНЫХ СВЯЗЕЙ С ИНОСТРАННЫМИ ПАРТНЕРАМИ И МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ВОВЛЕЧЕННЫМИ В РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И РЕШЕНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ.
Благодаря средствам цифровой коммуникации и так называемым смешанным форматам взаимодействия, сочетающим онлайн и офлайн, в этом году появилась возможность вернуться к полноценному активному международному сотрудничеству. В течение года Общественная палата провела в том или ином формате более 40 международных мероприятий.
Результатом активной работы на международном уровне стал выбор Общественной палаты председателем Международной ассоциации экономических и социальных советов и схожих институтов (МАЭСССИ) на 2021−2023 годы. Основные цели Ассоциации — содействие формированию демократического гражданского общества и развитию социального диалога на основе ценностей мира, безопасности и прав человека.
В рамках своего председательства Общественная палата отмечает ряд важных тем в сфере цифровизации, которые планирует включить в повестку своей работы в МАЭСССИ:
- цифровое неравенство как фактор, препятствующий развитию общества;
- проблема защиты прав граждан от неправомерной деятельности IT-гигантов;
- общественная стратегия противодействия киберпреступности и экстремизму в Интернете.
ПОВЕСТКА ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РФ В МАЭСССИ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО РОССИИ 2021−2023. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТЕМ БУДУЩЕЙ ПОВЕСТКИ ДНЯ
Общественная палата отмечает, что широкий международный общественный диалог способен стать эффективным инструментом решения самых сложных международных проблем, а общественная дипломатия является не менее действенным инструментом, чем традиционные методы межгосударственного взаимодействия.
Важным направлением работы Общественной палаты в сфере международного общественного сотрудничества также остается развитие межмуниципальных (в том числе побратимских) и приграничных связей. Отмечая тенденцию по все большему вовлечению общественных организаций, сетевых сообществ и активистов в трансграничную и международную деятельность, Общественная палата провела в 2021 году серию мероприятий по обобщению лучших практик и выявлению барьеров для гражданской активности в этой сфере. По итогам экспертных обсуждений, фиксируя высокий общественный интерес к этой теме, важно отметить, что международное межмуниципальное сотрудничество нуждается в дальнейшей системной, комплексной поддержке на федеральном и региональном уровнях.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ 2021−2023: ИДЕИ ДЛЯ МНОГОСТОРОННИХ ПРОЕКТОВ