ЗАКЛЮЧЕНИЕ
2021 год показал, что мы живем в мире новых вызовов и возобновления старых угроз. Затянувшаяся борьба с коронавирусной инфекцией «перезапустила» дискуссию в российском обществе по ряду жизненно важных вопросов экономического и социального характера, непосредственно влияющих на социальное благополучие населения169.
Проактивные действия органов государственной власти по реализации комплексных мер поддержки граждан, некоммерческих организаций, малого и среднего бизнеса в условиях длящейся пандемии стали важным фактором сохранения стабильности в стране.
В конце 2020 года Общественная палата, отмечая высокий уровень солидарности, проявленный обществом и государством в борьбе с коронавирусной инфекцией, предполагала в связи с началом кампании по вакцинации, что пандемия по-прежнему будет оказывать влияние на жизнь наших граждан в наступающем году, но бороться мы будем уже с ее последствиями. Этот год показал, что коронавирусная инфекция останется с нами на месяцы, а возможно, и на долгие годы.
Несмотря на тяжелые испытания, глобальные организации и национальные правительства смогли мобилизовать свои ресурсы и принять экстренные меры, для того чтобы избежать самых серьезных последствий распространения коронавирусной инфекции. Сегодня мы наблюдаем эффект привыкания к пандемии: общество свыклось и научилось сосуществовать с этим вирусом как с неизбежным злом.
За этот год приобретен обширный опыт и в борьбе с этим заболеванием: разработаны эффективные протоколы лечения и принципы стационарной помощи, в России появились одни из лучших в мире вакцин, был значительно расширен коечный фонд.
Общественная палата неоднократно обращала внимание государства и всего мирового сообщества на необходимость оценки вызовов, которые перед нами поставила пандемия не только с социально-экономической, но и с этической точки зрения.
Одним из ключевых этических вопросов борьбы с коронавирусом по-прежнему является вопрос о вакцинации. Несмотря на то, что Россия первой в мире зарегистрировала вакцину от коронавируса и начала прививочную кампанию, на конец этого года уровень коллективного иммунитета, включая переболевших не ранее чем полгода назад граждан, составил 55,7%170, однако, чтобы эффективно бороться с распространением коронавируса, иммунизация должна охватить не менее 80% населения171.
Россия к концу 2021 года вошла в пятерку стран по заболеваемости и смертности от коронавирусной инфекции172, при этом подавляющее большинство пациентов в стационарах — это непривитые пациенты173.
Одна из главных задач гражданского общества в складывающихся условиях — договориться о дальнейших совместных действиях для того, чтобы самые очевидные меры борьбы с распространением инфекции стали успешными. Мотивировать наших граждан к безопасному и социально ответственному поведению, снижающему риски заражения, можно только привлекая все стороны — государство, общество, бизнес, СМИ, врачебные и пациентские сообщества. Сегодня Общественная палата совместно с общественными палатами субъектов Российской Федерации реализует проекты по просвещению некоммерческих организаций, ведет широкую популяризационную работу по вопросам вакцинации и профилактики COVID-19, обобщая лучший опыт в этой сфере и тиражируя успешные практики в регионы. В 2022 году эта работа будет масштабироваться. Необходимо вовлечение всего гражданского общества в борьбу с пандемией: крайне важно добиться того, чтобы население полностью доверяло государству, ведущему борьбу против пандемии, занимающемуся вакцинацией и лечением больных.
Важным становится и взаимное признание вакцин, созданных в различных странах мира, а также расширение возможностей равного доступа к вакцинам для всех государств планеты. Сегодня остро стоит вопрос об ускорении оценки качества и безопасности лекарственных препаратов уполномоченными международными организациями. Чем скорее это будет сделано, тем быстрее удастся восстановить глобальную деловую активность, в том числе и серьезно пострадавшую туристическую индустрию. В целях оперативного решения этой проблемы Общественная палата в рамках своего председательства в МАЭСССИ планирует выстраивать долгосрочное партнерство Ассоциации с международными организациями, занимающимися проблемами здоровья и безопасности населения, с целью усиления голоса гражданского общества и солидарности в борьбе с глобальными вызовами во всех сферах общественной жизни, от охраны здоровья до внедрения цифровых технологий.
Активная работа в следующем году предстоит в рамках мониторинга исполнения национальных проектов. Общественная палата с сожалением отмечает, что пока нацпроекты не состоялись как механизм управления в области национальных целей развития, а свелись в большей степени к еще одному способу расходования бюджетных средств174. В национальных проектах не прослеживается и реализация высшего национального приоритета, определенного главой государства в послании Федеральному Собранию, — сбережения и приумножения народа России.
Председателем Правительства Российской Федерации в этом году подписано поручение о том, что во все общественно-экспертные советы при проектных комитетах национальных проектов (программ) должны быть включены представители Общественной палаты. Общественная палата выражает надежду, что делегирование 27 членов Координационного совета по национальным проектам и народосбережению в эти советы поможет наладить конструктивное взаимодействие в данном направлении. Граждане России должны ощущать конкретные позитивные результаты реализации нацпроектов в своей повседневной жизни, видеть себя и свое будущее в их целях и результатах.
Особенно острым вопросом в этой сфере в новом году останется тема демографической политики, достижения целей по сохранению и приумножению населения России, выход на устойчивый рост его численности.
В 2021 году Общественная палата предложила комплекс долгосрочных мер по актуализации национального проекта «Демография», а также сформулировала предложения по реализации дополнительных мер поддержки семей с детьми, в том числе многодетных. Активная работа в рамках предложенных инициатив потребует тесного и конструктивного взаимодействия Общественной палаты с Правительством России, законодательными и профильными исполнительными органами государственной власти.
Отмечая значительный рост волонтерского движения, Общественная палата видит свою дальнейшую задачу в том, чтобы сохранить и приумножить тот потенциал социальных преобразований, который несет с собой добровольчество. В 2022 году Общественная палата будет продвигать инициативу о необходимости страхования волонтеров, работающих в поисковых отрядах, помогающих ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций. Нужно ставить перед государством вопрос о том, чтобы жизнь и здоровье людей, выполняющих эту важнейшую социальную функцию, были под защитой.
Безусловным приоритетом Общественной палаты остается партнерское взаимодействие с фондом «Круг добра». За первый год работы фонд стал олицетворением новой парадигмы социальной справедливости в российском обществе, люди с разными доходами, разного положения и статуса объединились вокруг важнейшей социальной темы — помощи больным детям. Несмотря на значительные успехи фонда, Общественная палата будет продолжать следить за его работой, оказывать ему непосредственную поддержку по оптимизации деятельности, совершенствованию механизмов принятия решений, расширению перечня заболеваний, категорий пациентов, с которыми работает фонд, увеличению доступности лекарственного обеспечения и подсказывать государству, как эти вопросы должны решаться на системном уровне.
Поддержка некоммерческого сектора остается одним из приоритетных направлений работы Общественной палаты и в новом году. Приветствуя решение Правительства о государственной поддержке бизнеса в ситуации новых ограничений и расширении этой поддержки на некоммерческий сектор, Общественная палата считает важным, чтобы государством соблюдалось равенство в мерах поддержки для организаций всех организационно-правовых форм собственности.
Отмечая эффективность ранее оказанной помощи НКО, фиксируя рост потребности населения в благотворительной помощи и в просветительской работе со стороны НКО в связи с усилением пандемии, Общественная палата полагает, что вопрос поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций не должен носить исключительно ситуативный характер, вызванный сложной эпидемиологической ситуацией. В новом году Общественная палата будет добиваться закрепления в законодательстве статуса, роли и функционала инфраструктуры поддержки СО НКО по аналогии с инфраструктурой поддержки субъектов МСП.
Фиксируя рост запроса на защиту и улучшение экологического потенциала нашей страны со стороны гражданского общества, Общественная палата отмечает, что экологическая повестка в 2022 году будет определяться не только рамками национальных интересов, но и глобальными трендами, главным из которых является декарбонизация, что уже получило отражение в соответствующих поручениях Президента России. Со своей стороны, Общественная палата будет способствовать дальнейшему усилению контроля за обеспечением экологических прав граждан, исполнением предусмотренных законами норм в целях сохранения природы для будущих поколений и достижения заявленной цели углеродной нейтральности.
Важнейшей инициативой в сфере реализации экологической политики стали предложения Президента России по «окрашиванию» экологических платежей, которые поступают в федеральный бюджет. Это позволит расходовать денежные средства, выплачиваемые в качестве возмещения вреда природе, на восстановление экосистем. На выполнение этого поручения уполномоченными органами государственной власти Общественная палата будет обращать особое внимание в 2022 году.
Общественная палата планирует принять активное участие в 45-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, которая пройдет в Казани в 2022 году. На сессии будут представлены отчеты о состоянии таких объектов природного наследия, как вулканы Камчатки, озеро Байкал и Западный Кавказ. Общественная палата считает, что общественные организации экологического профиля могут оказать существенную помощь уполномоченным органам государственной власти в части предоставления объективной и независимой информации о состоянии указанных объектов175.
Государство, закрепив в поправках к Основному закону необходимость защиты исторической памяти, сохранения исторической правды для будущих поколений, показало готовность обеспечения защиты национальных интересов России, укрепления ее государственного суверенитета. В то же время масштаб и комплексность поставленных целей и задач требуют активного вовлечения всего гражданского общества в сохранение памяти о поколениях граждан нашей страны, об их славных трудовых и ратных подвигах. Общественная палата в рамках обозначенной темы будет уделять повышенное внимание вопросам исторического просвещения, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи и подрастающих поколений.
Президент России поддержал идею объявить 2022 год Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Общественная палата, со своей стороны, в целях сохранения и укрепления многонациональной культуры страны окажет содействие в реализации ряда программ и проектов, направленных на развитие и поддержку народного творчества и искусства в новом году.
В ноябре 2021 года Общественная палата запустила горячую линию по мониторингу состояния локальных культурных центров в сельской местности и на малых территориях. Результаты мониторинга станут основой для продолжения работы по поддержке сохранения системы локальных культурных центров по всей России.
По итогам выборов в Госдуму 11 членов Общественной палаты получили депутатский мандат. Общественная палата считает коллег, ставших депутатами, новой «общественной фракцией» Государственной Думы176, рассчитывая в новом году на тесное сотрудничество, расширение форматов и направлений совместной работы в рамках «нулевых чтений» законопроектов, совместного обсуждения и продвижения общественно значимых инициатив по теме поддержки семьи, материнства, защиты детства и традиционных семейных ценностей, молодежной политике и вопросам поддержки некоммерческого сектора.
В наступающем году Общественная палата продолжит системную работу по обучению членов региональных палат, общественных советов и общественных наблюдательных комиссий практическим навыкам общественного контроля, повышению уровня их медиакомпетентности, будет активно вовлекать общественные институты субъектов в совместное продвижение общественно значимых инициатив, реализацию общероссийских мониторинговых проектов.
Особый акцент в работе будет сделан на публикации специальных тематических докладов и рейтингов Общественной палаты, которые позволят отразить актуальные точки роста, обеспечат выработку наиболее эффективных инструментов развития.
2021 год убедительно продемонстрировал, что диалог между гражданским обществом и государством дает прекрасные возможности и перспективы по реализации самых масштабных гражданских проектов, направленных на созидание и развитие. Но для такого эффективного диалога важно пройти весь путь, от постановки проблемы в публичном поле до разработки конкретных механизмов ее решения и адресной трансляции этого решения на понятном государству языке.
Общественная палата старается быть тем самым каналом обратной связи, благодаря которому голос отдельного гражданина может быть услышан конкретным министром, депутатом или главой региона. Наша главная функция — обеспечить диалог и эффективную коммуникацию между всеми заинтересованными сторонами, и с этой задачей система общественных палат России сегодня успешно справляется!