7.1
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ, БИЗНЕСА И ОБЩЕСТВА В РЕШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ
РЕЗОНАНСНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АВАРИИ И СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ, ПРОИЗОШЕДШИЕ В 2020—2021 ГОДАХ, ПРОДЕМОНСТРИРОВАЛИ ВАЖНОСТЬ КОНСОЛИДАЦИИ ОБЩЕСТВА, БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА В РЕШЕНИИ ОБЩИХ ВОПРОСОВ СОХРАНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ПРОВЕДЕНИИ МОНИТОРИНГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ОПЕРАТИВНОЙ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ.
За последние годы запрос на защиту и улучшение экологического потенциала нашей страны со стороны гражданского общества значительно усилился. Государство, активно взаимодействуя с общественными организациями, экспертными и бизнес-сообществами, сформировало необходимые механизмы участия общества в решении экологических вопросов.
Приоритетность и высокая значимость экологического благополучия были отмечены принятием поправок в Конституцию Российской Федерации, которые обязывают Правительство Российской Федерации принимать все необходимые меры для сохранения природного богатства и биологического разнообразия страны, к снижению негативного воздействия на окружающую среду137. Впервые в Основном законе была закреплена необходимость ответственного отношения к животным, а также отражены темы экологического образования и воспитания экологической культуры граждан.
Усилия государства должны подкрепляться заинтересованностью бизнеса в сохранении экологического потенциала страны и расширением возможностей общественного участия в принятии решений в сфере защиты окружающей среды и ее сохранения для будущих поколений.
Важным направлением экологической повестки в стране 2021 года стали вопросы ограничения выбросов парниковых газов и связанного с этими выбросами потепления климата.
Ратифицировав в 2019 году Парижское соглашение, согласно которому страны направляют все усилия на удержание роста глобальной средней температуры в пределах 1,5−2 °С, Россия взяла на себя ряд обязательств, все условия для выполнения которых были созданы в этом году138 . Для достижения данных целей в 2021 году разработана Федеральная научно-техническая программа в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021−2030 годы139. Также в июле 2021 года принят Федеральный закон № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»140 .
Климатическая повестка крайне актуальна для России, прежде всего потому, что рост среднегодовой температуры воздуха в стране, который составляет 0,51 °С в период с 1976 по 2020 год, привел к уменьшению морского ледяного покрова Арктики в 5−7 раз141 .
В послании Федеральному Собранию Президент России отметил, что будут установлены предельно допустимые нормы на выбросы вредных веществ во всех субъектах страны, где качество воздуха является проблемой. Также была подчеркнута необходимость адаптировать промышленность, АПК и инфраструктуру к наблюдающимся изменениям климата142.
Учитывая мировую значимость проблем изменения климата и необходимости углеродного регулирования, а также высокую роль данной экологической повестки в России, Общественная палата в мае 2021 года организовала дискуссионную сессию для обсуждения проекта федерального закона «Об ограничении выбросов парниковых газов». В рамках мероприятия обсуждалась необходимость определения инструментов национальной системы мониторинга, создания общей системы по трансуглеродному регулированию, приемлемой для всех стран. В ходе мероприятия были предложены показатели по развитию корпоративных стратегий по сокращению выбросов парниковых газов143. Свои предложения и поправки к законопроекту Общественная палата направила в Государственную Думу.
Эксперты подчеркивают, что ключевая роль в обеспечении углеродной нейтральности принадлежит сегодня прежде всего бизнесу, его эффективной работе и исполнению предусмотренных законами норм144.
Общественная палата отмечает, что еще одним эффективным инструментом декарбонизации может стать модернизация транспортной инфраструктуры и переход на электротранспорт.
В июне 2021 года Общественная палата провела круглый стол, посвященный будущему электротранспорта. Минэкономразвития России представило Комплексную концепцию развития производства и использования электротранспорта в России на период до 2030 года, включающую создание технической периферии для его обслуживания, которая была утверждена Правительством России в августе 2021 года.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
КОНЦЕПЦИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОДСТВА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
ДО 2030 ГОДА
РУБЛЕЙ
Отмечая, что переход на электротранспорт позволит решить проблему выхлопных газов в крупных городах России, Общественная палата подробно обсудила с представителями органов государственной власти и бизнеса вопросы создания эффективной системы переработки аккумуляторов и источников бесперебойного питания электромобилей145.
Важнейшей задачей становится запуск собственного производства электротранспорта в нашей стране. Сегодня в России пилотные проекты по развитию электротранспорта реализуются в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, Сочи, Калининграде, Казани и Нижнем Новгороде146.
Большое внимание в 2021 году Общественная палата уделяла теме развития особо охраняемых природных территорий, которые являются традиционной и эффективной формой природоохранной деятельности. Всего в России под экологической законодательной защитой сейчас находится около 25% сухопутной территории147.
В рамках мероприятия VI Восточного экономического форума, посвященного развитию особо охраняемых территорий, Общественная палата отметила, что возможность широкого участия общества в процессе развития этих территорий имеет большое значение для экологического просвещения граждан, популяризации экологического туризма, позволяющего сохранять уникальность природы нашей страны.
По мнению экспертов Общественной палаты, государству необходимо создать дополнительные возможности участия бизнеса в развитии этих природоохранных территорий, при которых они не будут восприниматься как преграда для экономической деятельности148.
Приоритет задачи сохранения биоразнообразия в России подчеркнул Глава государства в ходе Конференции сторон конвенции ООН о биологическом разнообразии. Владимир Путин отметил, что комплексная стратегия устойчивого развития в России направлена в том числе и на укрепление системы особо охраняемых территорий России. До 2024 года планируется создать не менее 23 новых особо охраняемых природных территорий149.
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ В РОССИИ
СУХОПУТНОЙ ЧАСТИ РОССИИ НАХОДИТСЯ ПОД ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ЗАЩИТОЙ
ЗАПОВЕДНИКОВ
НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКА
ЗАКАЗНИКА
Общественная палата считает, что создание новых природоохранных зон продвигает страну к поставленной ООН цели «30 к 2030», согласно которой к 2030 году 30% поверхности Земли должны получить охранный статус150. Появление новых природоохранных зон даст ожидаемый эффект только в условиях активного диалога с населением, развития и популяризации программ экопросвещения. При сочетании этих условий такие территории станут драйвером развития регионов через создание новых рабочих мест для местных жителей и развитие туризма.
Для консолидации усилий и реализации работы в рамках содействия в обеспечении экологического благополучия населения в 2021 году при Общественной палате был создан Координационный совет по экологическому благополучию, объединивший экоактивистов, экспертов в сфере экологии, представителей органов власти и ведущих общественных объединений.
Ключевыми направлениями деятельности координационного совета стали содействие соблюдению экологических прав граждан, развитие экологического волонтерства, образования и просвещения151, а также защита экологических активистов от давления на них со стороны бизнеса и власти152.
Также одной из ключевых тем работы является ООПТ. Совет выступил против проекта федерального закона № 1152655−7 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об особо охраняемых природных территориях”», о законодательном закреплении изъятия земель ООПТ. По мнению общественных экспертов, принятие данного законопроекта могло привести к угрозе разрушения особо охраняемых территорий в связи с добычей полезных ископаемых, рубкой леса или застройкой. В связи с этим представители Совета направили в Государственную Думу РФ письмо с просьбой отклонить данный законопроект.
Также Координационный совет направил Министру природных ресурсов и экологии России отзыв на проект федерального закона «О внесении изменений в статью 60 Федерального закона “Об охране окружающей среды”». Предлагаемые поправки не учитывают специфику объекта регулирования и противоречат основополагающим принципам охраны окружающей среды, а также целому ряду нормативно-правовых актов в области экологии153.
7.2
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
ЗНАЧИМОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОВЕСТКИ ВОЗРАСТАЕТ В СВЯЗИ С НАЛИЧИЕМ СФОРМИРОВАННОГО ЗАПРОСА У ОБЩЕСТВА НА УЛУЧШЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
Оценивая экологическую ситуацию в мире в конце 2020 года, 54% граждан нашей страны отмечали, что за последние два года она скорее ухудшилась, почти столько же граждан — 53% отметили ее ухудшение и в России154. При этом более половины россиян — 58% — в сентябре 2021 года отмечали, что за последний год они или члены их семей делали что-то для решения экологических проблем155.
Социологические опросы показывают, что значительное количество граждан нашей страны готовы менять и уже меняют свои потребительские привычки. Более половины россиян в 2021 году учитывают экологичность продукции при покупке и готовы приобретать более дорогие товары, если они будут безопаснее для окружающей среды156.
Такая позиция граждан нашей страны показывает, что в обществе постепенно формируются экологическое мировоззрение и культура, для укрепления и совершенствования которых сегодня необходимо разрабатывать эффективную систему экологического просвещения в стране.
Необходимость подготовки программы по экологическому просвещению была отмечена Президентом РФ в июле 2020 года в рамках встречи с представителями общественных организаций, осуществляющих деятельность в области экологии и защиты животных. Результатом мероприятия стало поручение Президента Минпросвещению России о подготовке предложений по совершенствованию экологического образования в рамках реализации основных и дополнительных учебных программ157.
Отмечая инициативу Президента России, Общественная палата представила Министерству просвещения свои рекомендации по содействию развитию системы экологического образования и просвещения.
Среди предложений общественных экспертов были дополнения ФГОС вопросами изменения климата и адаптации к этим переменам; обязательное изучение в старшей школе предмета «Экология», привлечение к системе подготовки педагогических работников в сфере экологии специалистов особо охраняемых природных территорий, ученых, педагогов, экологов-практиков, а также изучение зарубежного опыта в сфере экологического образования.
По итогам расширенного заседания президиума Государственного совета в конце октября 2020 года Президент России158 поручил представить предложения по разработке федерального проекта «Научное обеспечение экологической деятельности, экологическое воспитание и просвещение», в котором предусматриваются образовательные программы, направленные на формирование бережного отношения к окружающей среде, снижение отходообразования и обеспечение рационального водопользования159.
УЩЕРБ, НАНЕСЕННЫЙ ЭКОЛОГИИ РОССИИ В 2021 ГОДУ (ПО ДАННЫМ РОСПРИРОДНАДЗОРА)
Учитывая актуальность и федеральный масштаб разрабатываемого проекта, Общественная плата в 2021 году подключилась к его экспертному и общественному обсуждению, отметив160 важность привлечения в число исполнителей проекта Минкультуры России, а также включения в проект новых направлений и тем, среди которых161: создание образовательных программ и продвижение среди населения положительных мировых практик, направленных на снижение отходообразования, рациональное водопользование, бережный подход к окружающей среде.
Значимым и ожидаемым результатом реализации нового федерального проекта должно стать внедрение системы экологической ответственности и зеленых стандартов для бизнеса.
Рекомендации по корректировке действующего национального проекта «Экология» и по необходимым дополнениям в разрабатываемый федеральный проект «Научное обеспечение экологической деятельности, экологическое воспитание и просвещение» были направлены в Правительство России.
Общественная палата подчеркивает, что экологическое образование и просвещение — это камень преткновения в развитии всех отраслей, ведомств и в целом страны, реализация этого федерального проекта — стратегическая цель России162.
7.3
СОХРАНЕНИЕ ПРИРОДЫ ДЛЯ БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ
В ПЕРИОД АКТИВНО РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ И НАБИРАЮЩЕЙ СИЛУ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОВЕСТКИ В РОССИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО ГРАЖДАН ПРЕЖДЕ ВСЕГО БЕСПОКОЯТ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА, С КОТОРЫМИ ОНИ СТАЛКИВАЮТСЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО НА ТЕРРИТОРИЯХ ПРОЖИВАНИЯ, — ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДОЕМОВ ПРОМЫШЛЕННЫМИ И КАНАЛИЗАЦИОННЫМИ СТОКАМИ, НЕЗАКОННАЯ ВЫРУБКА ЛЕСОВ И НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫЕ СВАЛКИ163.
События последних лет демонстрируют, что систематическое нарушение норм экологической безопасности крупными компаниями и промышленными предприятиями нередко приводит к экологическим выступлениям и открытым протестам. В августе 2021 года активистами экологических движений была заявлена необходимость проведения экологического референдума сразу в восьми регионах страны. Причина — строительство экологически опасных объектов, мусоросжигательных заводов, новых дорог, создание газохимического комплекса164.
Необходимо отметить, что многие промышленные предприятия сегодня взяли курс на экологизацию своей деятельности. Компании инвестируют средства во внедрение новых природоохранных технологий, которые позволяют минимизировать экологический ущерб, снизить выбросы вредных веществ в атмосферу.
Экологической модернизации предприятий помогает и государство путем реализации различных проектов и программ165, к которым можно отнести государственную программу Российской Федерации «Охрана окружающей среды», национальный проект «Экология» и ряд других.
Учитывая важность сохранения благоприятной экологической среды для граждан России, Общественная палата ведет активную работу по мониторингу и общественному контролю процесса устранения вреда, причиненного рядом промышленных предприятий на территории страны.
В сентябре 2020 года в Общественной палате с целью предотвращения экологических катастроф и защиты озера Байкал был создан Экологический совет Иркутской области166. Работа экологического совета, состоящего из жителей региона, сфокусирована на общественном контроле за ликвидацией накопленного экологического вреда на промплощадке «Усольехимпрома» в городе Усолье-Сибирском, ситуацией в Прибайкальском национальном парке, работе по снижению выбросов вредных веществ в атмосферу в Братске и других значимых для региона экологических вопросах.
Важнейшее направление работы совета — общественный контроль за ходом работ по ликвидации накопленного экологического ущерба от деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК), поэтапное закрытие которого было утверждено Правительством России в 2013 году. В апреле 2021 года с широким участием общественности была создана рабочая группа по решению этой проблемы167.
Общественной палатой была отмечена необходимость обеспечения учета мнения граждан, проживающих в зоне Байкальской природной территории, при принятии управленческих решений по реализации положений законодательства Российской Федерации в сфере охраны озера Байкал168.
Особое значение для нашей страны имеет Арктика, которая является территорией исключительного экономического значения. Постепенное освоение человеком арктических пространств приводит к нарастанию экологических угроз в этом важном для мирового экологического баланса регионе. Общественная палата отмечает, что общественный контроль и внимание экологов к данной территории представляются гарантией защиты от возникновения глобальных проблем и непоправимых ошибок, связанных с освоением региона.
В 2021 году Российская Федерация приняла на себя ответственную роль председателя в Арктическом совете на период 2021—2023 годов, ключевой целью деятельности совета является сохранение Арктики в качестве региона мира и сотрудничества.
Отдельный вклад в сохранение окружающей среды и бережного отношения к природе Арктики вносит реализация проекта «Чистая Арктика», презентация его масштабной программы и открытие одноименного фонда состоялись в Общественной палате 5 июля 2021 года. Поддержана общественно-гражданская инициатива «генеральной уборки» Арктики. Проект объединил общественность, научное сообщество, представителей власти и бизнеса. В рамках программы осуществляется экологический мониторинг состояния Арктики, производится оценка степени загрязнения ее территорий с целью дальнейшей ликвидации экологического ущерба.
ПРОЕКТ «ЧИСТАЯ АРКТИКА»*
*Данные представлены по состоянию на декабрь 2021 года.
КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЧИСТАЯ АРКТИКА»
В ТОМ ЧИСЛЕ НАПРАВЛЕННЫХ ТАКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, КАК
ЗЕМЛИ
УБОРКИ
Внимание гражданского общества к экологической повестке в 2021 году сконцентрировано вокруг событий и задач, которые формируются не только в рамках национальных интересов нашей страны, но и мировыми трендами.
Общественная палата на регулярной основе осуществляет мониторинг обеспечения экологических прав граждан, способствуя формированию конструктивных взаимоотношений между государством, бизнесом и обществом, выстроенных на основе информационной открытости, бесконфликтности и многостороннего диалога ради сохранения природы для будущих поколений.