3.1
КОНСОЛИДАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
В ПОСЛАНИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ 21 АПРЕЛЯ 2021 ГОДА ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТМЕТИЛ, ЧТО В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ ГРАЖДАНЕ, ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО ДЕЙСТВОВАЛИ ОТВЕТСТВЕННО И СОЛИДАРНО И, СПЛОТИВШИСЬ, СМОГЛИ СРАБОТАТЬ НА ОПЕРЕЖЕНИЕ И СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ, СНИЖАЮЩИЕ РИСКИ ЗАРАЖЕНИЯ61.
В ходе послания были даны поручения в сфере демографии, по поддержке семьи, по борьбе с бедностью и повышению доходов граждан, по созданию рабочих мест и улучшению предпринимательской среды, по новому качеству государственного управления62.
Отмечая общественную важность и своевременность данных поручений, Общественная палата, консолидировав институты гражданского общества под эгидой Координационного совета по национальным проектам и народосбережению, активно включилась в решение вопросов, на которые обратил внимание Президент России, в том числе и как участник исполнения поручений Главы государства63.
С 2020 года Координационный совет на регулярной основе осуществляет сбор, анализ и проработку гражданских инициатив в сфере социально-экономического развития России, а также общественный мониторинг и контроль достижения национальных целей и реализации национальных проектов.
К настоящему времени проведены 12 заседаний Координационного совета. На всех заседаниях с развернутыми докладами выступили аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, представители региональных общественных палат, общественных организаций, экспертного и научного сообщества; федеральные органы исполнительной власти были представлены на заседаниях заместителями министров соответствующих ведомств.
Результатом работы Координационного совета стали решения, содержащие конкретные предложения по новым механизмам достижения национальных целей и корректировке национальных проектов «Экология», «Здравоохранение», «Образование», «Наука», «Производительность труда и поддержка занятости», «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Демография», направленные на улучшение качества жизни граждан.
ДЕЛЕГИРОВАНЫ В ОБЩЕСТВЕННО-ЭКСПЕРТНЫЕ СОВЕТЫ ПРИ ПРОЕКТНЫХ КОМИТЕТАХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА
- ОТСУТСТВУЕТ МЕХАНИЗМ СКООРДИНИРОВАННОГО И ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ИХ СОГЛАСОВАННОСТЬ МЕЖДУ СОБОЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ В ХОДЕ ИХ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ
- ОТСУТСТВУЮТ АНАЛИЗ И СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ РЕАЛИЗАЦИЕЙ МЕРОПРИЯТИЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ДОСТИЖЕНИЕМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ, А ТАКЖЕ ОЦЕНКА ВКЛАДА МЕРОПРИЯТИЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ДОСТИЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ
ТАКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛАЕТ КРАЙНЕ ЗАТРУДНИТЕЛЬНОЙ, А В РЯДЕ СЛУЧАЕВ НЕВОЗМОЖНОЙ ОЦЕНКУ ДОСТАТОЧНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ И ИХ СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ. ДАННЫЙ ВЫВОД КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА СОГЛАСУЕТСЯ С ВЫВОДАМИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
- В НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТАХ ОТСУТСТВУЕТ ЕДИНЫЙ, СКВОЗНОЙ МЕХАНИЗМ ПРАКТИЧЕСКОГО УЧЕТА ВЫСШЕГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРИОРИТЕТА— СБЕРЕЖЕНИЯ И ПРИУМНОЖЕНИЯ НАРОДА РОССИИ, КОТОРЫЙ БЫЛ ОПРЕДЕЛЕН ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВПОСЛАНИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2020И2021 ГОДОВ
СЛЕДУЕТ УЧЕСТЬ, ЧТО ГЛАВОЙ ГОСУДАРСТВА БЫЛ ПОДЧЕРКНУТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ ХАРАКТЕР СКЛАДЫВАЮЩЕЙСЯ В СТРАНЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ, А ТАКЖЕ БЫЛО ОТМЕЧЕНО, ЧТО «НАШ КАЖДЫЙ ШАГ, НОВЫЙ ЗАКОН, ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ» НЕОБХОДИМО ОЦЕНИВАТЬ ИМЕННО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВЫСШЕГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРИОРИТЕТА
- СЛАБО ПРОРАБОТАНЫ МЕХАНИЗМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЧАСТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ПРОЦЕССЫ ДОСТИЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ИРЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
- ОСНОВНОЕ ВНИМАНИЕ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТАХ АКЦЕНТИРОВАНО НА РАСХОДОВАНИИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, В ТО ВРЕМЯ КАК ТРЕБУЕТСЯ ТАКЖЕ АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ДИНАМИКИ РАСХОДОВ НА ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ИТОГОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, СОСТОЯЩИХ В РОСТЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ГРАЖДАН И ИХ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ
- НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В РЕЖИМЕ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ О КОРРЕКТИРОВКЕ И ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ, ЧТО НЕ ПОЗВОЛЯЕТ ДОЛЖНЫМ ОБРАЗОМ ОБЕСПЕЧИВАТЬ ОПЕРАТИВНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ЭТОЙ РЕАЛИЗАЦИЕЙ
- УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ В ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ НЕ ЗАКРЕПЛЕНО В ПРОЦЕДУРЕ РЕАЛИЗАЦИИ САМИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ, ЧТО, КАК ПОКАЗЫВАЕТ ПРАКТИКА, СНИЖАЕТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЛЕЖАЩЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПОРУЧЕНИЙ ПРЕЗИДЕНТА
ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ПОДДЕРЖАНЫ ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИИ. СООТВЕТСТВУЮЩИМ ВЕДОМСТВАМ ДАНЫ УКАЗАНИЯ ОБ ИХ ПРАКТИЧЕСКОМ УЧЕТЕ В РАБОТЕ
Все предложения Координационного совета были рассмотрены и изучены органами государственной власти. Выводы Координационного совета, изложенные далее в докладе Общественной палаты, поддержаны Президентом России, соответствующим ведомствам дано указание по практической проработке подготовленных предложений64.
В целях выполнения указания Президента по поручению Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина 27 представителей Координационного совета делегированы в общественно-экспертные советы при проектных комитетах национальных проектов.
В отношении отдельных решений Координационного совета ответственным министерствам и ведомствам даны восемь поручений Правительства Российской Федерации65 и три поручения Аппарата Правительства России.
В рамках исполнения перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам послания Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года Общественная палата также представила свои предложения по формированию широкого перечня новых инициатив социально-экономического развития Российской Федерации, направленных на достижение национальных целей развития66.
3.2
КЛЮЧЕВЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В СФЕРЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
ДОСТИЖЕНИЕ МАСШТАБНОЙ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОХРАНЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ, ЗДОРОВЬЯ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛЮДЕЙ67 ЗАВИСИТ НЕ ТОЛЬКО ОТ КОНКРЕТНЫХ ДЕЙСТВИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, НО И ОТ АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ, ВЫРАЖЕННОЙ В КОНСОЛИДАЦИИ ВСЕХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ.
В 2021 году в России особенно остро обсуждались вопросы демографической политики. Прогнозы Росстата и Минэкономразвития России свидетельствуют о том, что в стране на протяжении следующих трех лет ожидается непрерывное сокращение численности населения, а выход на положительные темпы прироста предполагается только в 2030 году68. Суммарно население страны, согласно прогнозам, за 2020−2024 годы уменьшится более чем на 1,2 млн человек.
Президент России подчеркнул, что стратегия государства должна быть направлена на выход к устойчивому росту численности населения, а целью должно стать увеличение средней продолжительности жизни россиян до 78 лет к 2030 году69.
Демографическая повестка на протяжении последних лет является одной из главных тем обсуждения в Общественной палате70.
ПОЛУЧИЛИ ЕДИНОВРЕМЕННУЮ «ШКОЛЬНУЮ» ВЫПЛАТУ
Основными проблемами, которые отмечает Палата в сфере демографии, являются: значительные масштабы сокращения численности населения, низкая рождаемость, массовое распространение семей с единственным ребенком, продолжающееся общее старение нации, изменение соотношения между работающими гражданами и пенсионерами, обостряющиеся проблемы пенсионного обеспечения, кризис семьи и высокий уровень разводов.
В результате распространения новой коронавирусной инфекции многие российские семьи с детьми оказались в трудной жизненной ситуации. В связи с этим Главой государства были приняты решения о специальных социальных выплатах на детей в период пандемии. Данные выплаты осуществлялись без применения критериев нуждаемости, а от родителей требовалась только подача заявления.
В рамках исполнения послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 15 января 2020 года71 было продолжено принятие важных мер по поддержке семей с детьми, которые касались увеличения объемов поддержки по принятым ранее мерам, их дальнейшей дифференциации, а также введение новых мер, в том числе единовременных. Общественная палата отмечает, что государство введенными социальными мерами в 2020—2021 годах подало важный сигнал всему обществу о приоритетном значении семей с детьми.
Вместе с тем Общественная палата отмечает, что принятых мер пока недостаточно для устойчивого роста численности населения страны. Это подтверждает в том числе и подготовленный Правительством Российской Федерации проект Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года72, согласно которому естественная убыль населения будет сохраняться как устойчивая тенденция (в 2021—2024 годах потери составят 2,5 млн человек).
В 2021 году Общественная палата в рамках мониторинга реализации национальных проектов обратила внимание на необходимость актуализации национального проекта «Демография», призванного обеспечить устойчивый рост численности населения страны, и сформировала соответствующие предложения, которые были направлены заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Татьяне Голиковой. По итогам их рассмотрения ответственным ведомствам было дано поручение о проработке направленных Общественной палатой предложений73.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ ПО КОРРЕКТИРОВКЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ДЕМОГРАФИЯ»
- УКРЕПЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ТРАДИЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ, ЦЕННОСТЕЙ КРОВНОЙ СЕМЬИ И МНОГОДЕТНОСТИ, КАРДИНАЛЬНОЕ СНИЖЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА РАЗВОДОВ И АБОРТОВ
- СОЗДАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ, ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ С ИЗМЕРИМЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ, ОТРАЖАЮЩИМИ РОСТ РЕПРОДУКТИВНЫХ УСТАНОВОК (ВКЛЮЧАЯ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ РАБОТЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ, ПОДГОТОВКУ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ, ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ СРЕДЫ)
- СТИМУЛИРОВАНИЕ РОЖДЕНИЯ ВТОРЫХ И ПОСЛЕДУЮЩИХ ДЕТЕЙ В СЕМЬЯХ ПУТЕМ УСТАНОВЛЕНИЯ ВЫПЛАТ КРАТНО КОЛИЧЕСТВУ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ИЖДИВЕНИИ В ПЕРИОД ДЕКРЕТНОГО ОТПУСКА МАТЕРИ ИЛИ ОТЦА, ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТ ПО НАЛОГАМ НА ДОХОДЫ ИИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОЛИЧЕСТВА ДЕТЕЙ
- СНИЖЕНИЕ ВОЗРАСТА ЖЕНЩИН ПРИ РОЖДЕНИИ ПЕРВОГО РЕБЕНКА, В ТОМ ЧИСЛЕ ЧЕРЕЗ УСТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДЫМ МАТЕРЯМ (ДО 25 ЛЕТ) ЕЖЕМЕСЯЧНОГО ПОСОБИЯ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ ДО 1,5 ЛЕТ В РАЗМЕРЕ НЕ МЕНЕЕ 40% СРЕДНЕЙ ЗАРПЛАТЫ ПО РЕГИОНУ, БЕЗ ПРИВЯЗКИ К ТРУДОВОМУ СТАЖУ
- ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПРИ РОЖДЕНИИ ТРЕТЬЕГО И ПОСЛЕДУЮЩИХ ДЕТЕЙ, ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ БЕЗ ПРИВЛЕЧЕНИЯ КРЕДИТНЫХ СРЕДСТВ (ПО АНАЛОГИИ С ПРАВИЛАМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА)
- РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЛЬГОТНОЙ ИПОТЕКИ (6% ГОДОВЫХ) НА МОЛОДЫЕ СЕМЬИ (ДО 25 ЛЕТ) С ПЕРВЫМ РЕБЕНКОМ И МНОГОДЕТНЫЕ СЕМЬИ, ПОЛУЧИВШИЕ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК ДО 2018 ГОДА
- ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРИ РОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ, ВКЛЮЧАЮЩЕЙ БЕСПЛАТНЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК ПОД ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ МАТЕРИНСКИЙ (СЕМЕЙНЫЙ) КАПИТАЛ, РЕГИОНАЛЬНЫЙ МАТЕРИНСКИЙ (СЕМЕЙНЫЙ) КАПИТАЛ (В СТАНДАРТНОМ ДЛЯ ВСЕХ РЕГИОНОВ МИНИМАЛЬНО ГАРАНТИРОВАННОМ РАЗМЕРЕ ОТ 450 ТЫС. РУБЛЕЙ ЗА ЧЕТВЕРТОГО РЕБЕНКА ДО 1 МЛН РУБЛЕЙ ЗА ПЯТОГО И КАЖДОГО ПОСЛЕДУЮЩЕГО РЕБЕНКА), ПРОГРАММУ ЛЬГОТНОГО ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ
- ПОВЫШЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПУТЕМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ И СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НЯНЬ ДЛЯ СОЗДАНИЯ НАДОМНЫХ ЯСЕЛЬНЫХ ГРУПП
- КАРДИНАЛЬНОЕ СНИЖЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА АБОРТОВ И ВЕДЕНИЕ ДОАБОРТНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ БЕРЕМЕННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ СОЦИАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
- ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАННЕГО ТЕСТИРОВАНИЯ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ВНЕДРЕНИЕ «СЕРТИФИКАТА МОЛОДОЖЕНОВ» НА БЕСПЛАТНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ В ЦЕНТРЕ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ
- ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УСЛУГ ПО ПРИСМОТРУ И УХОДУ ЗА ДЕТЬМИ ДО 3 ЛЕТ, В ТОМ ЧИСЛЕ СИСТЕМЫ ЯСЛЕЙ, СЕРТИФИЦИРОВАННЫХ НЯНЬ, СЕМЕЙНЫХ ДЕТСКИХ САДОВ, ПОМОЩНИКОВ МАТЕРЕЙ, ВКЛЮЧАЯ БЕСПЛАТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕМЕЙ С ТРЕМЯ И БОЛЕЕ ДЕТЬМИ МЕСТАМИ В ЯСЛЯХ И ДЕТСКИХ САДАХ
- ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В КАЧЕСТВЕ ОДНОГО ИЗ МЕХАНИЗМОВ УВЕЛИЧЕНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОДДЕРЖКУ РОЖДАЕМОСТИ, РАССМОТРЕТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ СОЗДАНИЯ ФОНДА БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ, ПОПОЛНЯЕМОГО ЗА СЧЕТ РОСТА ПОСТУПЛЕНИЙ ОТ ИГОРНОГО БИЗНЕСА, ПОВЫШЕНИЯ АКЦИЗОВ НА ТАБАК И АЛКОГОЛЬ (ПО ОПЫТУ 30 СТРАН МИРА)
Важным шагом в закреплении приоритетности проблемы убыли населения в реализации государственной политики в 2021 году стало обновление Стратегии национальной безопасности России74 и изменение ее доктринального приоритета. На фоне достигнутых успехов в обеспечении обороноспособности страны на первый план вышла группа целей, связанных с человекоцентричностью и народосбережением:
- устойчивый естественный рост численности населения, укрепление здоровья граждан;
- устойчивое повышение качества жизни людей, сокращение уровня бедности, снижение уровня социального и имущественного неравенства;
- повышение уровня образования, воспитание гармонично развитого и социально ответственного гражданина
Наиболее фундаментальной и с учетом складывающихся тенденций сложнейшей является цель, связанная с выходом на расширенное естественное воспроизводство населения.
Правительством принимаются самые разнообразные меры для поддержки семей с детьми, стимулирования рождаемости. Однако для достижения основной цели народосбережения необходимо уже сейчас усиливать анализ всех факторов, реально влияющих как на репродуктивное поведение, так и на качество жизни российских семей, и принимать соответствующие решения. Многодетность должна стать в обществе по-настоящему социально одобряемой жизненной моделью. И это вопрос не только социальной, но и культурной, и молодежной политики.
На государственном уровне в рамках нацпроекта «Демография» предусмотрены мероприятия, направленные на рост доли граждан, ведущих здоровый образ жизни. Фиксируя значительный рост общественного интереса к этой теме, Общественная палата проводит ежегодный конкурс по поиску лучших практик популяризации здорового образа жизни на территории России75 в целях их дальнейшего масштабирования. По итогам оценки проектов, при поддержке партнеров конкурса, победители получают различные подарки, в том числе сертификаты на повышение квалификации, дополнительное образование, а также на техническое оснащение спортивных учреждений.
Необходимо также отметить, что важнейшим направлением в процессе достижения целей воспитания гармонично развитого и социально ответственного гражданина Общественная палата считает работу по воспитанию подрастающего поколения, в том числе и в одной из наиболее сложных ее частей — профилактической работе с трудными подростками.
Общественной палатой выделены и рекомендованы Минпросвещению России для дальнейшего тиражирования успешные федеральные и региональные практики в этой сфере. Одновременно МВД РФ предложено пересмотреть и расширить потенциал центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в целях расширения охвата профилактическими программами большего количества подростков, наделения данных центров новыми функциями реабилитационной и профилактической направленности, а также расширения категорий трудных подростков-правонарушителей для временного размещения в этих центрах.
3.3
ПОДДЕРЖКА МНОГОДЕТНОСТИ КАК ТРАДИЦИОННОЙ СЕМЕЙНОЙ ЦЕННОСТИ ВСЕХ НАРОДОВ РОССИИ
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА НЕОДНОКРАТНО ОБРАЩАЛА ВНИМАНИЕ, ЧТО ЗАЧАСТУЮ В ВОСПРИЯТИИ ОБЩЕСТВА И ОРГАНОВ ВЛАСТИ ОБРАЗ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ ЯВЛЯЕТСЯ СИНОНИМОМ МАЛОИМУЩИХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ. В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СТАТУС МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ НЕ ЗАКРЕПЛЕН НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ, А МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ РАССРЕДОТОЧЕНЫ В РАЗНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ.
По мнению Общественной палаты, в целях формирования единого подхода к поддержке и популяризации многодетности целесообразно закрепить единый статус многодетной семьи в законодательстве Российской Федерации как гарантию ее поддержки. Выйти на целевой уровень рождаемости, обеспечивающий естественный прирост населения, можно только при кратном увеличении числа многодетных семей76.
Оправданным видится и внесение в законодательные акты изменений, предусматривающих зачет страхового стажа в период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста трех лет наравне с периодами работы, право досрочного выхода на пенсию.
Реализация программы материнского капитала оказала существенное влияние на рождаемость в 2007—2013 годах, что привело не только к увеличению численности рожденных детей, но и к росту суммарного коэффициента рождаемости с 1,3 до 1,7. По оценкам экспертов, благодаря материнскому капиталу за первые шесть лет его действия родились дополнительно 1,44 млн детей. Причем в первые годы после введения пособия на рост рождаемости оказывало влияние рождение третьего и последующих детей.
Вопреки ожиданиям, распространение предоставления материнского капитала на первого ребенка с 2020 года перестало оказывать влияние на рост коэффициента рождаемости как по первым детям, так и в целом.
Вместе с тем по итогам проведенного Общественной палатой опроса «Семейная политика и меры поддержки глазами семей и детей»77 российские семьи поддержали инициативу по расширению направлений расходования средств материнского капитала.
В связи с этим Общественная палата предлагает ввести в рамках национального проекта «Демография» новый федеральный проект — «Многодетная страна», концепцию которого Общественная палата разработала при широком участии экспертного сообщества и общественных организаций. Реализация проекта призвана устранить диспропорцию, наблюдаемую в настоящий момент в нацпроекте «Демография», где на поддержку многодетной семьи направляется менее 8% всего объема средств. По мнению экспертов Общественной палаты, необходимо увеличить уровень инвестиций до 40%, что в перспективе обеспечит устойчивый прирост численности населения.
Ключевой мерой в рамках предложенного проекта является введение многодетного семейного (отцовского) капитала, который должен предоставляться при рождении трех и более детей в одной семье. Общественная палата отмечает, что необходимо обратить особое внимание на роль отца в многодетной семье и таким образом не только сформировать гендерный паритет, но и поддержать ответственное отцовство. Введение отцовского капитала, согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в 2020 году, поддерживает более 86% респондентов.
ВСЕГО ОБЪЕМА СРЕДСТВ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ДЕМОГРАФИЯ» ЭКСПЕРТЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ ПРЕДЛАГАЮТ НАПРАВЛЯТЬ НА ПОДДЕРЖКУ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ
Вице-премьер Т.А. Голикова направила в Минтруд России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минфин России и Минздрав России просьбу проработать предложения Общественной палаты о создании федерального проекта «Многодетная страна»78.
28 октября 2021 года на заседании Правительства России был рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»79.
Законопроектом предусматривается распространение права на материнский (семейный) капитал на отцов, одиноко воспитывающих двух и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации, в случае смерти женщины, не являющейся гражданкой Российской Федерации, родившей указанных детей, объявления ее умершей. Также проектом устанавливается возможность перехода права на материнский капитал к детям в равных долях в случае смерти мужчины, одиноко воспитывающего двух и более детей.
Общественная палата совместно с региональными общественными палатами проводит регулярный мониторинг реализации основных положений посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации. В системе показателей для общественной оценки значительную часть составляют меры поддержки семей с детьми.
В этом году Общественная палата выступила с инициативой по изданию при поддержке Росстата специального статистического сборника «Семья и дети России». Анализ приведенной информации позволит общественным экспертам более эффективно и точно оценивать реализацию новых мер поддержки и своевременно готовить предложения по повышению их результативности.
СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА: МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ГЛАЗАМИ СЕМЕЙ И ДЕТЕЙ
С ЦЕЛЬЮ АНАЛИЗА ВОСТРЕБОВАННОСТИ, ЭФФЕКТИВНОСТИ И ДОСТУПНОСТИ ДЕЙСТВУЮЩИХ МЕР ПОДДЕРЖКИ ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА ПРОВЕЛА ВСЕРОССИЙСКИЙ ОПРОС «СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА: МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ГЛАЗАМИ СЕМЕЙ И ДЕТЕЙ». РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА СТАНУТ ОСНОВОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И РЕКОМЕНДАЦИЙ ОПРФ ПО РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ
ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСА: 21 СЕНТЯБРЯ — 27 ОКТЯБРЯ 2021 ГОДА
ВЗРОСЛЫЕ
>6,5 ТЫСЯЧИ
ДЕТИ
>3,5 ТЫСЯЧИ
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА «СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА: МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ГЛАЗАМИ СЕМЕЙ И ДЕТЕЙ»
ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ ВЫПЛАТА НА ПЕРВОГО РЕБЕНКА ДО 3 ЛЕТ
ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ ВЫПЛАТА НА РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО
МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ НА ПЕРВОГО РЕБЕНКА (ВВЕДЕН В 2020 ГОДУ)
ОПЛАТА БОЛЬНИЧНОГО ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ В ВОЗРАСТЕ ДО 8 ЛЕТ В РАЗМЕРЕ 100% ОТ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА
ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ПОСОБИЕ НА РЕБЕНКА ОТ 8 ДО 17 ЛЕТ СЕМЬЯМ, КОТОРЫЕ ОКАЗАЛИСЬ В СЛОЖНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИТУАЦИИ
3.4
ВСЕРОССИЙСКАЯ ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ: МАСШТАБНЫЙ ПРОЦЕСС, ОТРАЗИВШИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИЗОШЕДШИЕ В СТРАНЕ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 11 ЛЕТ
15 ОКТЯБРЯ — 14 НОЯБРЯ 2021 ГОДА ПРОШЛА ВСЕРОССИЙСКАЯ ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ. ОНА СТАЛА 12-Й ПО СЧЕТУ И ПЕРВОЙ В ИСТОРИИ СТРАНЫ ЦИФРОВОЙ ПЕРЕПИСЬЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ НОСИТЕЛЕЙ И ПОРТАЛА ГОСУСЛУГ.
Уникальной особенностью Всероссийской переписи населения в 2021 году стала возможность заполнения анкеты на десяти языках, включая английский, китайский, тувинский, якутский. Был полностью реализован принцип «мультиэтничности» — введена возможность выбора нескольких ответов на вопросы о национальной принадлежности и родном языке.
В целях поддержки мероприятия и обеспечения максимального участия в нем граждан России Общественной палатой и региональными общественными палатами была проведена активная разъяснительная работа.
Общественная палата подчеркивает особую роль, которую сыграли СМИ и институты гражданского общества, способствовавшие широкому информированию населения по вопросам популяризации переписи среди молодежи, инновационных цифровых способов ее проведения, позволивших значительно сократить количество потенциально опасных контактов в период коронавирусных ограничений, и о принципах соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни и жилища в рамках реализации мероприятия80.
Большую помощь в проведении переписи оказали волонтеры. Около 50 тысяч добровольцев81 в возрасте от 18 до 50 лет оказывали информационную поддержку гражданам на переписных участках в МФЦ, работали в выездных группах на предприятиях и в организациях, а также непосредственно помогали россиянам в прохождении онлайн-переписи.
Одна из важных задач, которая стояла перед информационным сообществом, — борьба с вбросами, которые были направлены на дискредитацию самого института переписи населения. В ходе подготовки переписи Общественная палата выявила и предотвратила распространение около 300 фейков.
Общественная палата во взаимодействии с Общественными наблюдательными комиссиями также взяла на контроль информирование и ход переписи в местах принудительного содержания. Оперативным каналом взаимодействия палаты и наблюдательных комиссий стал онлайн-чат Координационного совета общественных наблюдательных комиссий (ОНК) субъектов РФ.
С учетом общественной важности и значимости проведения Всероссийской переписи населения для формирования официальной статистической информации, касающейся численности и структуры населения, а также необходимости обеспечения защиты прав человека в процессе ее проведения, Общественной палатой были выработаны рекомендации, впоследствии направленные в профильные органы государственной власти.
В рамках совершенствования процедуры переписи Общественная палата предложила предусмотреть при проведении следующих переписей блок вопросов, связанных с репродуктивным поведением граждан, и прежде всего с желанием заводить детей.